Отчет: Дивногорье 2009
Маршрут: Солнцево- Старый Оскол- Чернянка-Красное-Острогожск-Каменка-Кастомарова-Дивногорск-Острогожск-Красное-Новые Уколы- Шаталовка- Старый Оскол-Солнцево
Проехал: 688 км
18.06.09
После двух откладываний, наконец - то выехал из дома. В 13-13 электричка до Солнцево. (В гробу я видел ехать днем по воронежской трассе.) Народа садилось много, но мест свободных осталось еще больше. В 14-20 выехал из Солнцево. А дальше на Мантурово, ветер в спину, только крути. До Троицкого, дорога можно сказать, прямая, слегка всхолмленная, одна горочка уж очень крутая. После Троицкого через 15 км настоящий автобан. На границе областей проскочил лесок.
Михайловский и Троицкий показались гораздо больше чем на карте. У дороги в деревне прикольный памятник тетке с поросятами. За деревней поворот на Старый Оскол и здесь 2 лесочка, второй вроде, получше. Блин, до ночи далеко, а мозг с утра место стоянки ищет.
На карте дорога по прямой - врет. Поехал влево по автобану, дорога хорошая, новенокая. На развязке свернул вправо, попал на совсем раздолбанную дорожку, по ней влево и вкатился в Старый Оскол с черного входа, впрочем, как всегда. Поначалу дорога простая, а дальше ехать гораздо интереснее. Без подсказок аборигенов не выехать, но благодаря их указаниям обошлось без проблем. Ехать вроде так: вправо – влево, на главной спуск- снова право, развилка по правой стороне, налево на кольце, первый поворот направо и прямо.
Пока проезжал по городу, стало вечереть, что только ускоряло движительный процесс. Нужный мне указатель появился только на выезде. Дорога - жуткая бетонка. В Незнамово проехал р. Убля, не удержался и сфотографировал табличку. Еще километров через шесть встал в сосняке, укрывшись за кустарником, в середине. Неплохое место, но комаров как собак нерезаных.
Недалеко ходят трамваи. Ощущение как будто я в той рекламе Рено, где чуваки залезли на гору, а там тетка с детенышами воздухом дышат. Вот я тут сижу, весь такой путешествующий, хрен знает где, а вокруг трамваи трезвонят как в городе.
В 20-00 дозвонился домой. В 21-20 залез в палатку. Посчитал километраж – вышло 143.
19.06.09
Встал в 4-30. Холодно. В 5-30 я на дороге. Все та же бетонка, задолбала, не думал я что в такой продвинутой области как Белгородская, попаду в такую задницу, на ровном месте.
Почти сразу меня обогнал велосипедист и начал закладывать петли на дороге. Догнал его под горочкой. Оказалось товарищ с бадунища, и решил с утреца прокатиться куда то за 160 км, на рыбалку. Поначалу ехали вместе, все веселее, правда, благодаря этому, я еще пару поворотов на Шаталовку пропустил, да еще одну вчера. Поехал, блин самой дальней дорогой. Но через десяток километров, парень начал сдавать, мучимый зеленым змием. Дотащил его до Чернянки, где он отправился пить кофе на бензоколонке. Я же, проехав всю, довольно здоровую, язык не поворачивается сказать, деревню, в конце ее, на посту ДПС, свернул по указателю на Красное. Дорога туда ничем не запомнилось. Долгое время было облачно, поэтому ехалось легко, горочек тоже особо много не наблюдалось. До Красного, всего в паре деревень сельмаги, но совсем сельские. Развлекло название перед Красным – Сетище. Мало того, что в честь египетского бога Сета названа, так и этого оказалось мало, пострашнее решили назвать. Не Сет, а Сетище.
В Красном, помимо магазинов, есть столовка, правда, я ее не проверял, успел блин, затариться и поесть до этого. А было как раз время обедать. От границы Белгородской и Воронежской области, начались лески, дорога после границы стала похуже. Но до Острогожска доехал без проблем. На главной улице нашел таки столовую, где без особых изысков, но дешево похлебал горячий комплексный обед. Было уже, где - то около пяти вечера. Вовсю сияло солнце, в желудке полно – катись, не хочу. Город, надо сказать, не произвел впечатление, но оказалось, что это все в впереди.
Выехав в центр, далее по указателю на Россошь. За городом подъемчик, прямо на ходу, местные, чинившие машину, допросили меня кто я и откуда. То же самое происходило в каждой деревне, где бы я не остановился, всегда подходил, кто-нибудь и спрашивал мою сущность. Так что воронежская область получает 1 место в номинации «Самые любознательные».
Горочки повторялись еще пару раз. Но больше напрягали машины. Трасса до Каменки очень загружена. Но перед ней, главная дорога отвернула вправо, я же поехал прямо, здесь же впервые встретил самодельный указатель на монастырь. В начале деревне неплохой магазин, далее на главной улице их несколько.
Через Каменку ехал весело и интересно. По главной дороге свернул в деревне влево, пересек ЖД, повернул направо, потом налево потом направо, потом еще направо. Запомнил я ее плоховато, потому что после второго поворота отловил аборигенов на Ниве. Сначала они, почему - то испугались, что я прошусь подвестись, я, наверное, плохо выглядел, зато потом с радостью принялись объяснять, а закончили объяснения вопросом: «С какой я скоростью еду?» - Пришлось отвечать, что пофиг какая. И поехали они показывать дорогу. И погнал я за ними, разогнался до 41 км, держал бы ее постоянно, но дорога, раздолбана в хлам, и приходилось оттормаживаться, пока не сообразишь где можно проскочить. Но по любому они вывели меня к бензоколонке на окраине города, прямо к нужной мне дороге.
Трасса идет слева от железной дороги, машин нет, покрытие сносное, на развилке, еще один указатель, ехал практически прямо и довольно скоро проехал Сончино, потом Юдино. Ближе к Юдино лесополоса густая как лес. Монастырь открылся быстрее, чем обещали указатели в деревне. С дороги, справа заметна часовня на холме. Пейзажи стали посимпатичные. К монастырю спуск по хорошей дороге. Открывается Кастомарово, деревня расположена у подножия меловых холмов, изрезанных каньонами эрозией и создается полная иллюзия, что это горная местность. После спуска, влево дорога в деревню, вправо к монастырю. Пообщался со сторожем - с 10 до 16 проводятся экскурсии, я же приехал далеко после 16, народу гуляло человек 6, шла служба, но ходить где можно, не возбраняется. Монастырь расположен в долине, сейчас отбабахано несколько современных двухэтажных зданий, как мне кажется портящих весь вид. В правом склоне пещеры и большая колокольня между двумя меловыми столбами, ради этого необычного сооружения сюда и ехал. Бродил я там с час, и в пещеры забрался, они коротенькие, одна побольше, благо фонарь был с собой, шел, шел по темноте и вдруг в небольшом помещение свечка перед иконой горит – впечатляет.
Забрался на местную голгофу, здесь та самая часовня видимая с дороги и чуть выше крест, полюбовался отсюда видами. Было так хорошо, что уезжать не хотелось. Начал прикидывать даже, где бы палатку поставить, в стороне был лесок, оттуда виден монастырь, но дорога туда не очень хорошая. Уезжал где - то после восьми. Не смотря на то, что устал сильно, как оказалось не смертельно, и я, проскочив на обратном пути во второй раз Юдино, стал искать место стоянки в лесополосе. Нырнул в один разрыв, прошелся немного и стал в кармане, так что видим, был только с одной стороны, с поля. Карман большой, но весь в буграх, насилу пристроился. Только встал, начали ездить машины, трактора, мотоциклы. Откуда что взялось, не было же их, а тут на тебе. Но, в конце концов, все устаканилось. Поужинал, наблюдая закат, и когда солнце нырнуло за горизонт, завалился спать.
Проехал 220 км. Средняя 17, 3.

20.06.09
Итоги дня: 178 км. Задницу сбил в кровь. Колено болит. В Дивногоре был. Домой позвонил. Доехал таки до стоянки . Все.
Встал в 4 утра, светло уже. В 5- 10 выехал. Погода кошмарит. Облачно. Облака не хорошие, косматые и всклокоченные. Небо низкое, прямо на плечи давит. Ветер встречный, и все время в гору. Задница болит с самого утра, как ни крутись на седле, все хреново. Дорога пустынная, как и вчера. Еду через поля, все заброшено, какие - то развалины в стороне, в голове музыка из Сталкера. Унылое короче настроение.
Проскочил Каменку. Доехал по той же трассе, что и приехал до поворота на Лиски. А дальше офигительный спуск и такой же подъем. Очень красиво и интересно. Въехал в Пухово. Через переезд прямо магазинчики, вправо нам не надо, на лево поехал, после того как перекусил, естественно. Есть указатель на музей, снова переезд, еще один указатель, за Ковалева и дальше пустая утренняя дорожка. Уже светит солнышко, почти жарко. Первоначальное уныние сменилось оптимизмом. Все здорово.
Пересек всю деревню Дивногорье. В конце ее дорога прямо, судя по плану, там часть экспозиции музея. Контора и начало экскурсий – налево. Оставил вел под деревом. Поговорил с охранником. И полез по холму, с торчащими из него меловыми столбами-дивами – не шедевр, но интересно. Есть пещерная церковь, Девы Марии, не поверите, Сицилианской. В ней всегда холодно, на верху остаток крепости, типа – вал. Когда-то здесь проходила граница славян и хазарского каганата, виды на Дон, захватывающие, захотелось сразу сменить велосипед на байдарку. На верху луга все в ковыле. Дошел до конца холма, спустился вниз к железной дороге, еще дальше виден монастырь. Пролазил до 11-45, почти 2 часа. Даже половину не осмотрел, отвык я пешком по жаре лазить, а жара начиналась вполне такая конкретная.
Побеседовал на обратном пути с дирекцией, экскурсии не дорогие и частые. Насчет дороги назад в Острогожск было не все понятно, но крюк в 60 км по той же дороге, что приехал, давать не хотелось. Из не очень понятных объяснений охранника, выходило, что посреди деревни у белого магазина, нужно повернуть направо, фактически это первый поворот. Пока я медленно шевелил мозгом, стоя на этом самом повороте, мне повезло. Из проулка выехала буханка, которую я застопил и от водителя получил подробные инструкции, чуть ли не до самого Острогожска – города, на два дня ставший центром моей вселенной, вчера я стремился туда и обратно, и сегодня опять еду к нему.
Итак, я повернул. Доехал до конца деревни, переехал железнодорожный переезд и продолжил путь вдоль железной дороги, все по грунтовке, но уже подсохшей после дождя. Доковылял до Александровки, по дороге консультируя автопутешественников. Дальше дорога ныряет под пути - это место было обозвано мостом. Он был настолько низок, что я чуть было лбом не стукнулся о бетонное перекрытие, даже когда пригнулся. За мостом, на лево проходная завода, на право - моя дорога. Довольно быстро доехал до перекрестка, где вдоль обочины росли пирамидальные тополя, видом напоминающие кипарисы. Свернул направо. Ехать слегка в гору, да еще и на встречный ветер. Скорость чуть быстрее пешехода. Идущую впереди парочку, например, догнал через 20 минут. Ну да не все коту масленица.
После спуска, поворот направо. Есть указатель на неопознанную деревню, название забыл, на карте ее нет. Далее крутой спуск и я выкатился к жд станции. Перетащив велосипед через рельсы попал на мост на р. Тихая Сосна. Очень красивая, прохладная, тихая река. Немного отдохнув, пересек реку и въехал в с. Рыбное. До Острогожска по прямой 4 км. Я пролетел их незаметно, проскочил объездную и въехал в город. После чего мое мнение об этом городе изменилось на восторженное.
Во первых спуск, после которого поворот на право и подъем на тот же самый холм, интересная логистика. Затем на 2-ом перекрестке, на лево. И по прямой, по пути заправился водой, и, проехав немного, уперся в площадь с памятником художнику Крамскому, здесь же стояла пожарная каланча. Народу множество, я двинул через толпу к надписи «Рынок», не понимая где я нахожусь и вдруг до меня дошло, что это центральная улица, превращенная в торговые ряды. Та самая, на которой я был вчера. Догадка подтвердилась, когда я нашел свою столовку. Ну и не смог естественно пройти мимо.
Часов в 14 я покинул город, на границе его смазал цепь и начал подъем, до-о-олгий. И жарко ужасно. Еду в гору и вдруг замечаю, что стою во главе стаи слепней и оводов, которые, догнав меня, начали мельтешить перед глазами, спасибо очкам, а то бы в глаза залезли. Я набрал скорость и если ехал выше 20-22 км, они отстают. Стоит притормозить, устаю же блин, они меня догоняют и начинают приставать, и снова приходилось давить на педали.
Когда окончательно избавился от насекомых, меня догнали 2 мужика на машине, еще одна ехала следом. Один из мужиков сообщил, что уже пятый раз меня догоняет, что сам собирается прокатиться так же, предложил пива, и довольно долго мы ехали рядом караваном и трепались о вело технике и планах на будущее, наконец, он пригласил меня в гости и уехал.
Горочка кончилась, но ветер встречный, еду все равно медленно. К 16 часам доехал до Красного. Столовая закрыта, закупился в магазине. После этого ветер задул еще сильнее и к 17 он дул уже с фанатизмом редкостным. Еле дополз до поворота на Новоуколово, здесь проконсультировал еще одного автолюбителя и, наконец - то повернул. Даже по карте было видно, что вам будет счастье, поскольку дорога шла почти в обратном направлении. Еще десять минут назад, я настолько устал, что собирался искать место стоянки в ближайшем леске, а теперь – ветер в спину, и слабый, но постоянный уклон, на десяток километров, можно было ехать, не крутя педали, а затем, резкий короткий подъем к деревне. Я пролетел и деревню. А когда пролетал, услышал свист, кто - то махал мне рукой, но я уже унесся дальше, думаю, что это был тот мужик из машины.
Я продолжил нестись и проскочил следующую деревню и следующую -Владимировку. И дальше бы ехал, но дальше была Шаталовка, а по карте никаких лесов вблизи, для стоянки не наблюдалось. Стал в лесополосе, что шла вдоль дороги к пруду. Стал с противоположной стороны, от дороги, со стороны поля, где уже созревали хлеба. Здесь оказался кусочек чистой травы, между деревьями. Наконец то в 20-00, я бухнулся на землю и выпил пива. Отжал памперс и охладил раскалившийся филей. Солнце почти село, но продолжало жарить как в полдень. Ощущение от пива, будто водку пьешь. Ищу тенек и пью, т.е. ем в прохладе. Потом поставил палаточку. Тихо. Никто не ходит и не ездит, только лягушки квакают.
21.06.09
В 4 утра подъем. Затылок ломит. То ли спал неудобно, то ли слишком резко пива выпил. Когда я уже упаковал палатку, появился рыбак, с громадным дрыном вместо удочки. Побеседовали и он ушел, оставив меня в недоумении, на хрена было идти по хлебам, без тропы, когда рядом дорога есть, может пруд, арендованный и ловить людям не разрешают?
В Шаталовке (а может в следующей деревне), на восходе солнца полюбовался сверкающими куполами на новостройке – церкви. До сих пор меня удивляло, что во многих деревнях построены новые храмы, но по таким ужасным проектам и так отвратительно сделанные, что кажется, их, как все у нас строили таджики, у которых нет и не могло быть, ни традиций ни знаний. Чаще всего это было просто большое здание с приляпанным куполом и несуразной, несоразмерной колокольней.
На старооскольскую бетонку выехал в районе Обуховки. Снова вокруг меня трамваи, цивилизация. Въехав в Ст. Оскол, я не стал выпендриваться и продолжил ехать по прямой- объездной, к сожалению не закупившись продуктами. Было часов 9 утра. Я проскочил до автобана на Губкино и поехал по нему. Много холмов, много спусков и подъемов. Зато ветер мой. По дороге ни в Троицком ни в Михайловке магазинов не увидел, поэтому продолжал топить на одном сникерсе. Зато к часу приехал в Мантурово, где уж оторвался, накупив продуктов в 2 раза больше чем мог съесть и выпить. Было очень жарко.
Отдохнув, за райцентром около часа, и проехав 3 деревни, приехал в Солнцево, как раз к электричке в 15-13. Через семь минут уже забрасывался в вагон. Повезло.
На одной остановки вошел молодой человек с чинариком в зубах. Сделав одну затяжку, он кинул ее к противоположным дверям. Дверь сзади была еще открыта. Очень похвально – культурный молодой человек, не стал гадить на родной платформе. Нагадил в электричке. И ждал, видимо специально, что бы зайти. Культура блин.