В Путивль и Сумы


Маршрут: Льгов – Рыльск – Шалыгино – Путивль – Белополье – Сумы – Суджа – Курск.

Проехал 401 км

30 апреля.


В 8 -20 электричка на Льгов. Приехал пораньше. Идет дождик. Но как то лениво идет. Ноги сухие. В 10 - 45 во Льгове, наконец то сообразил как прикрутить свои баулы и выехал на трассу. Дождь то идет, то останавливается. До Рыльска успел два раза промокнуть и высохнуть. В Рыльске был где то между 12 и 13 часами, потому что почувствовал острую необходимость пожрать. Остановился у первого супермаркета, что на въезде.
Снова проехал мимо Рыльска. За городом дорога уже высохла. Ну что ж дожди кратковременные, как и обещал гидрометеоцентр, ветер в спину, то то будет назад ехать.
На границе пошел дождь. Без дураков и всякой там кратковременности. На повороте в Шалыгино, хотел карту посмотреть, намочил, и засунул подальше. Через 7 км подъехал к Кирилловской пустыни. Заехал под арку церкви, передохнул. Дождь пошел потише, но не кончился. По первоначальному плану, я собирался заночевать где то в этом районе. И если бы я ехал из Курска, так бы и пришлось сделать. Но единственное понравившееся мне место, как раз у монастыря.
Но время детское, где то пятый час. Я уже мокрый и искать место стоянки уже не актуально. По крайней мере в движении не мерзнешь. Ну кроме ног в хлюпающих кроссовках. С этих китайских кроссовок слезает краска и окрашивает носки и ноги в нежнейший голубой цвет. Этот педикюр потом неделю не отмоешь.
В общем, двинул дальше. Мимо монашеского кладбища с часовенкой. Дорога идет по каким то болотам, пересекающимися канавами. Жутковатое место. Как только тронулся в путь дождь опять вмазал, будто меня ждал. Въехал в Шалыгино, деревня деревней. Дорога из желтого булыжника вела прямо, налево ул. Ленина! Думаю ее название оставили специально что бы поиздеваться над вождем мирового пролетариата. Взял языка. Спросил дорогу на Путивль. Сказали ехать прямо. И тут началось. ( На будущее- надо спрашивать ближайшую по пути следования деревню, а не конечную точку маршрута). Короче я поехал совсем не туда куда собирался. Вначале я думал ехать через Ревякино и Руднево, а поехал через Черново на Перемогу. Так это я узнал только вечером. Но благодаря этому, было где заночевать, а то на первом варианте только голое поле.
Объехал Шалыгино по кругу. Вся обстановка напоминала сталкеровскую зону. Дорога – жопа. Крутился от обочины к обочине что бы проехать. Асфальт как воспоминание, ни людей ни машин. В одном месте кустарник подошел так близко, что я подумал – попал. Дорога совсем местного значения. У Черново, мост перекрыт – дороги нет (для машин). Снова взял языка, дорогу язык подтвердил, еду прямо, теперь только по брусчатке. Дорога идет по над деревней, Пытаюсь ехать по обочине, где есть немного травы, получается слабо, в грязи застреваю, по брусчатке ехать сил уже нет, вытряхивает душу. В одном месте видел кусочек асфальта, размером с ноготь большого пальца. А я то думал этот булыжник тут со времен «Слова о полку Игоревом». Ближе к Перемоги дорога стала получше. И вдруг выкатил на автостраду, идущую из Глухова. Сейчас то я могу сказать, что это был самый прикольный участок пути. Но ехал я эти 13 км часа полтора, два. Хуже было бы только по грунтовке. А так, в грязи всего по пояс. Цепь на велосипеде блестит так, как я ее вчера отмыть не мог. Правда и масла на нем не осталось. Сам вел правда весь в грязи по уши.
Проехал Баничи и поворот на Мацково. Слева (вроде) образовался лесок, вернее лесополоса по оврагу, но со стороны Путивля широкое место среди деревьев есть, дождь притормозил, времени 19 часов. Пора останавливаться.
Залез в эти кусты. Поставил палатку. Распаковался. Спальник с одной стороны мокрый. Нашла вода дырочку. Просочилась. Но сухую одежду сберечь удалось. Уже что – то. Переоделся, на таблетке забацал супчика из ролтона и колбасы. Залез в мокрый спальник. Блин. А я то в детстве мечтал об Ариэль. Или как там зовут русалку из мультфильма? Сыро, мокро, холодно. Но 50 грамм делают чудеса. Свернулся калачиком и заснул. Если не шевелиться то вода под телом нагревается и не мешает, но если поворачиваешься, просыпаешься, и все начинается сначала. В эту ночь мне впервые в жизни приснилось, что я проснулся, встал и занимаюсь сборами. Настоящая побудка меня потрясла. Но полная жопа не наступила, поскольку, ночью похолодало не сильно, иначе ночь бы прошла гораздо интересней. Проехал 124 км.

1 мая.


Ну с праздничком. Про подъм я писал. Сунул ногу в холодный, мокрый носок, потом вторую, получил непередаваемые ощущения. Потом засунул свою задницу в такие же мокрые штаны, удовольствия уже передаваемые, но нецензурно.
Короче в 6- 40 я на дороге. Пасмурно. К 7-00 подъехал к Путивлю, по пути видел выезд с Руднево и решил, что мне еще повезло, что я не по той дороге поехал. До Путивля еще одно место где можно заночевать.
Итак путеводитель по Путивлю: Прешь по прямой до главной улице, она разительно отличается от всех остальных своим качеством. Большинство других улиц в городе - офроуд. На главной плакат, радостно сообщающий, что до Сум 100 км. Поворачиваешь направо. По указателю доезжаешь до Молчанского женского монастыря. Монашки там совсем даже ничего. Монастырь 16- 19 в. Сейчас активно отстраивается. Симпатичное место. Это улица Щорса.
Если выезжать обратно на верх и налево по хорошей дороге мимо пожарной (вроде), попадешь вновь на главную улицу. Здесь слева рынок и большая площадь с дедушкой Лениным по прямой. Рядом с рынком, видимый c улицы земляной вал, заросший зеленью, это и есть городище, остатки летописного города Путивля 11-13 в. Рядом красная старинная на вид башня, к городищу видимо никакого отношения не имеющая, но соответствующая антуражу, и опять же ориентир. Вал ничего особенного, 1,5 м в высоту, метров100 в длину, внизу свалка, вид на долину загораживают деревья, еле видно. Приехал бы на машине, был бы разочарован. А так рад и восхищен, что за тысячу лет, хоть что то сохранилось, и я могу стоять на том же месте и смотреть туда же куда ушли и пропали русские полки, и где ревела эта самая Ярославна.
Далее, по главной улице, как мне сказали, есть памятник Ковпаку, он тут начальником работал, до войны. Но я его смотреть не поехал. Вместо этого пересек главную улицу, оставив Ленина и площадь справа. Доехал до ул. Первомайской!( Это первого мая!) Слева церковь Николая Козацкого 1735 г. Вернуться назад, проехал дальше, до пересечения с ул. Луначарского. Поворот вправо. Ориентир – педколледж, далее красивое красное здание. За ним Спасо - Преображенский собор 1575, до 20в. несколько раз перестраивался. Опять женский монастырь. Огорожен стеной, закрыт. Обошел вокруг. В хорошем месте стоит, за ним, что то вроде сквера. И снова на главную и назад, откуда приехал. Что бы все так стройно описать, на самом деле намотал два круга по центру, но на веле это не в лом. Зато посмотрел город и разобрался в его топографии. Если бы дороги были нормальными, городок бы показался более милым, а так как после бомбежки, чуть колеса не угробил.
Снова проехал плакат – до Сум 100 км. Хорошая круглая цифра. Лучше конечно чем 150, но хуже чем 80. Из города выехал около 9. Ветер предсказуемо встречный – мне стало скучно и грустно. К одиннадцати выглянуло солнце. Наконец то поля засверкали изумрудом, а не ползут ядовитой плесенью. Но облака ходят двумя эшелонами и «не было мне им веры, батько». На 85-86 км снова встретился с Сеймом. Река окаймлена лесом, есть где заночевать. Еще одно место на 70-71км. По ходу моего движения, слева, рощица над обрывистым оврагом, вдоль дороги обсажена березами, вид с нее обалденный.
В Ворожбе поел, рядом с магазинчиком. Белополье запомнилось раздолбленными дорогами и тремя узкими мостами, о чем честно сообщали плакатики перед ними. А вообще, дороги пополам и хорошие и не очень, но плохие лучше помнятся.
В Ворожбе потеплело настолько, что снял куртку и тупо потоптал дальше. Но несмотря на яркое солнце на севере бродили абсолютно черные тучи. За 10 км увидел славный город Сумы. Времени немного после четырех. Остановился и позвонил курянам, которые уже должны были, как минимум пересечь границу. Оказалось, никто не выехал. Чувства, которые я испытал были смешанные, но то что и сегодня не удастся пивом полакомиться меня слегка расстроило.
Въехал в город и скоро оказался на дороге, по которой уже ехал в Киев. Путеводитель по Сумам: У автовокзала повернул на лево – ул. Красногвардейская. Если проехать немного за автовокзал будет церковь, не знаю как зовут.
По Красногвардейской, слева Ильинская церковь 1836г. В садике перед ней цветы цветут, мужик копошится, бабульки на лавочке медитируют. По ходу движения проехал до перекрестка. С него увидел купола следующего собора, свернул налево потом направо. Видел указатель на Юнаковку. Попал на местный майдан Незалежности. Церковь Воскресения 1702 г. Здесь пешеходная улица рядом и первое чудо, ради чего бы стоило ехать в Сумы - Спасо- Преображенский кафедральный собор. На колокольне часы, под куполами статуи, я так думаю, апостолов, или святых. Я его первый раз проскочил, а когда ехал назад, и уже собирался свернуть на Курск, глянул, два купола и две колокольни. Спасибо не поленился, вернулся.
С майдана ринулся вниз, где на солнце сверкала какая то железная штука на стене здания, это бывшая дискотека, а теперь, вечно пустующий выставочный центр. Купола Троицкой церкви видны, но проезд не очевиден. Оставив справа детский парк, проехал по улице 2 квартала у аптеки, свернул на право, до ул. Дзержинского ( знакомые названия не правда ли?), теперь на право. Церковь - второе чудо, ради которого стоит ехать в Сумы, а расположена, еще прикольней. В просвете между двумя обычными многоэтажками, чуть за ними. Как будто это Петра. Как ее не снесли, когда эти дома строили удивительно. Выглядит будто ее перенесли из Древнего Рима, со всеми этими колоннами и портиками. Облазил вокруг и вернулся тем же путем.
И в Путивле и в Сумах активно опрашивал местных, и спасибо всем кто понятно и обстоятельно объяснял, благодаря им экскурсия прошла, как будто у меня был провожатый. Но молодых лучше не спрашивать, ни фига не знают.
Выезд на Курский проспект по указателям, почти везде очевидным, в одном месте мог бы промахнуться, но вовремя подвернулся велосипедист, который указал дорогу. Кстати, из Курска по этим указателям можно добраться до центра почти по прямой.
На выезде встретил сумчан, человек15, которые ездили встречать курян. Поздоровались, спросили, нужна ли помощь и разъехались.
Дальше ехал довольно быстро, светило солнце, всего седьмой час и я решил, что могу добраться до того места, где ночевал в марте. Но после Стецовки начался бесконечный подъем, который вырубил меня как рубильник ток. Геройствуя, я протащился мимо леса, посреди которого стоит таверна, и хотел ехать дальше, поскольку в лесу уже было темно и страшно. Но тут справа увидел березовую рощу. В березовой роще я еще не ночевал. На часах 7. Свернул и забрался внутрь, подлеска никакого, С грузовиков палатку можно увидеть, с легковушек нет. Побродил в поисках места поровней и понезаметней, начал неторопливо ставить палатку, пофотографировал. Связи не было, домой не дозвонился. Когда ставил палатку в небе что то грохнуло. Но по прежнему светило солнце. Я еще подумал, может ну ее на фиг накрывать палатку пленкой, утром сворачивать, только время тратить, но тут грохнуло опять. Накрыл все таки. Только раскидал вещи, достал кухню, как вмазал ливень, без всякой предварительной подготовки. Я на таблеточке, сварил овсянку, принял наркомовские, за взятие Путивля и Сум. Поел, переоделся и залез в спальник. Слушая по плееру родную попсу и глядя на струи воды несущееся по скатам палатки, окончательно решил, что Бог есть и он меня любит. Потому что если бы я проявил свое природное упрямство и пер далее, то за 15-30 минут доехал. Но палатку ставил бы уже в дождь. В подтверждение моих мыслей над головой сверкнуло и я не успел даже до одного посчитать, грохнуло. То есть гроза шла прямо надо мной. Под это дело я задремал и не заметил как села батарейка. Было еще светло, ливень продолжал полоскать полог палатки, под него и заснул, теперь до утра. Проехал 132 км + не знаю сколько по городам.

2 мая.


Подъем как всегда в 5-30. Сыро, облачно, дождя нет. В 6-40 выехал. Между Писаревкой, Иволжским и Кияницей леса, везде можно заночевать. В Юнаковке меня обогнал вконец раздолбанный грузовик не иначе как работающий на биотопливе, от него приятно пахнуло пивом. До границы куча подъемов, как я их не заметил в первый раз непонятно. Ветер встречный. Седло неудобное, из за него выворачивает колени, никак не могу усесться. На таможне меня вспомнили, прошел еще быстрее чем в первый раз. В Судже поел. 10 часов. Дозвонился домой, обещали накормить, если приеду пораньше. Эх, двигатель дома остался. Но надо ехать. Светит солнце, но облачно. Ветер точно в харю. Сплошные холмы, спуски на спуски не похожи. Где то к часу, ветер стал взрослым, не смазанная цепь издавала «стоны и скрежет зубовный». Упираюсь рогом, но продвигаюсь с трудом. Во втором часу, перед последним серьезным подъемом пошел дождь. Ехать стало веселее, сразу захотелось втоптать педали и крутить и крутить. Хотя втопить и вкрутить почему то не получалось. Шел дождь пол часа, его как раз хватило что бы промочить куртку и штаны. Въехал на холм, снова засверкало солнце, снова разделся. Не мог дождаться кольца. Указатель на право манил – на Курск, на провокацию не поддался, знаем какой там Курск, оттуда пилить еще и пилить. Поехал прямо на Дьяконово. По воспоминаниям там должен был быть шикарный спуск километров на 8, не заметил. В Дьяконово повернул на право, со мной, казалось повернул ветер. Фигня, я уже дома. Знакомые названия деревень замелькали довольно регулярно, хотя кое где небольшие подъемы сбивали темп и настроение, и стыки на дороге заставляли стонать задницу в унисон с цепью. Вот и Курск. Время 17-20. Еще час тащился по городу. После сельских дорог, вонь вышибала остатки мозгов. В 18 – 30 дома. Наконец то. Не плохой поход получился. Проехал 145 км.

Бесплатный хостинг uCoz