Отчет: Чернигов 2010
Маршрут: Катериновка-Глухов-Новгород Сиверский-Чернигов-Сосница-Кролевиц-Хомутовка.
Поход проводился с 2.04.10 по 6.04.10
Проехал: 555 км
02.04.10 Пятница. День первый.
Погода пасмурная. Моросит дождь. Границу прошел еще проще, чем всегда, никакого уважения, даже для порядка баулы не попинали. Спросили есть что запрещенное, и выслушав, что нет, отправили далее. Но почти пол часа на границе я потерял, и все же уже в 8-30 оказался на Украине. Ехать тяжко. Третий выезд в сезоне. Задница в ужасе от предстоящей дороги. Второй раз покатался по Глухову. Добрался наконец до водонапорной башни, красивая штука. Выезд на Шостку, от пешеходной улочки на право. На выезде памятник партизанам, суровый мужик стоит, автоматом грозит. Пересек трассу Киев – Москва, и сразу, в д. Березка проколол колесо. Новая шина, купленная на рынке, дрянь. В старый порез залез камушек и острой гранью прорезал камеру. Выкинул к черту, поставил запасную и камеру и покрышку. Пока бортировал колесо, ужасался, сколько же грязи на дороге. Обод весь черный от масла и слизи. Рюкзак замызган так, как никогда за весь прошлый сезон не получалось. В Шостке, ехал по прямой, мимо указателя на Ямполь, на втором перекрестке вправо и влево, здесь есть указатель на Новгород. За Шосткой вдруг резко похолодало, ветер, откуда - то с севера прихватил сразу ноги и лицо. Ну, если еще дождь вернется и тогда кирдык полный, но повезло. Пересек разлившуюся Десну по выгнувшемуся дугой мосту, словно нависшему над деревьями. Передо мной стал обрывистый берег в районе д. Путивск, километров за 8 до Новгорода. Дорога невероятным серпантином прорезала его каньоном насквозь, с громадными земляными башенками над головой. Асфальт сузился до одной полосы и аккуратно втянулся на верх. Ну и я вместе с ним. Тут у меня резко кончились силы, и я улегся на обочине во влажную травку, уже на черниговской сторонке, о чем догадался позже, когда пытался найти дорогу не на той карте. В Новгороде меня встречал русский воин с ключами от города. Попал сразу на ул. Шевченко, по которой добрался до площади с мужиком, Богданом Хмельницким. Если ехать не прямо, а по улице чуть левее, где видны церковные маковки, мимо триумфальной арки 17 в. примерно посредине ее, к Спасо- Преображеснской обители, основанный в 1033 году тов. Мстиславом Тьмутараканским. В 12 в. здесь был сооружен 1-й каменный Спасский собор, откуда и начинался поход, описанный в «Слове о полку Игореве». Здесь же перед отъездом в Литву отсиживался Гришка Отрепеьев, видимо в грандиозном отеле, построенном рядом. Если вернуться к триумфальной проездной арке, стоящей на улице Маркса, украшенной гербами районов области, и проехать сквозь нее, то эта улочка приводит к площади с торговыми рядами и памятником, видимо тому самому Мстиславу. Деревянная церковь стоит внизу у самой Десны, прямо там, куда смотрит всадник. Дорога вообще раздолбанная, а вниз особенно, и смотреть не на что. А на обратном пути я попытался досрочно прекратить поход. Поднимаясь обратно вверх, переключился на 1:1 и вдруг велосипед останавливается, я начинаю рыть грязь носом и только чудом нога отстегнулась сама собой, и я удержался на ногах. Оказалось, в переключатель заползла веточка и при перекидывании цепи, цепь сорвалась, и я только чудом не пропахал борозду в черниговском черноземе. Город и до этого - то казался грязным и холодным, а после этого он вообще перестал мне нравиться и я без сожаления попилил на выезд, снова к площади с памятником и указателя на Чернигов. Километра через пять за городом начинается трасса Чернигов - белорусская граница и нормальная дорога, а не просто твердое покрытие, о котором уже даже упоминать не хочется - с волнами и следами атак террористов. Тут я обессилил во второй раз за этот день и завалился прямо под знаком у дороги, потому что больше было негде. Мой бедный организм, привыкший за зиму к пятикратному питанию и перекусам между, никак не мог понять, почему его перестали кормить, что это за смерзшийся, безвкусный сникерс и орехи весь день. Начал накрапывать дождик и в 15 км за Новгородом я встал в лесополосе, у чахлого соснового лесочка в овраге, хотя по карте здесь должен был быть дремучий лес. Поесть успел без дождя. Но как только я залез в палатку, капли начали дубасить по тенту. Время от времени в лесочке завывал замогильным голосом филин, но как - то лениво и не страшно. Проехал 115 км.
03.04.10 Суббота. День второй.
Беспробудно спал до часа ночи. Потом каждый час просыпался и слышал, как дождь барабанит по крыше палатки. Всю ночь. Встал в 6 утра. Довольно тепло, может быть благодаря дождю. Дорожные носки чуть влажные, зато на крыше обнаружились забытые с вечера теплые шерстяные. Мокрые, как черт знает что. В 7-30 я уже на дороге. Немного задержался из-за сборов под дождем и того, что это был все - таки первый подъем в этом сезоне. Весь день вялость какая-то. И дождь четырех видов: 1 почти туман, только капли чуть крупнее, 2 изморозь, капли уже нормальные, только ленивые какие то, 3 уже просто дождь, со струями воды с капюшона на нос, 4 просто ливень, короткий и беспощадный, как атомная бомбардировка. Дорога хорошая, всего две три горочки по пути, остальное так, волнистость. Часам к двенадцати заехал в домик, в зоне отдыха, у Сосницы и сел пить кофе. Организму это понравилось и часам к 15 ему захотелось снова, но домики, да и вообще приличные обочины кончились. А торчать посреди грязных серых полей не хотелось. В Мене есть пара обменников и куча магазинов. В магазине я купил консервов и хлеба и совершил стратегическую ошибку, не поменяв денег. Дождь к 16 часам кончился, и выглянуло солнце, я даже куртку снял, почти сухую. Не прошло и полу часа как ливануло снова. Но я вовремя успел натянуть куртку. В 17-30 встал в сосновом лесочке в 23 км от Чернигова, не доезжая д. Сновенка. Кое - где лежит снег. А над снегом висят белые облака испарения, особенно заметные в потемках. Привидения да и только. Палатку ставил под дождем, но поел уже без него, попытался даже посушить вещи, но через десять минут как забрался внутрь, дождь снова стал лениво накрапывать. Птички вокруг поют, уже нормальные, а не эти совы замогильные. Дождь молотит без перерыва по тенту, вот блин первая причина не быть аккуратным, натянул бы палатку абы как, сейчас бы не слушал этот барабан. Под который еле заснул. Проехал 163 км.
04.04.10 Воскресенье. День третий.
Утром холодрыга. Замерз блин в спальнике. Скукожился в позе зародыша. Но до утра дожил. Сунул ноги в мокрые носки и даже не выматерился. Собрался пораньше и выехал. Сухо, но на дороге грязюка, да еще с каким - то странным зеленоватым оттенком, водоросли что ли. Проехать можно было еще километров десять вчера, везде лесок. Ну, раз нет значит нет. Пересек реку Снов. Толи муж нашей Сновы, то ли намек на галлюциногены. В Чернигов вкатился даже по солнышку, отчего становилось еще холоднее. Оказался я на ул. Шевченко, которая и привела прямо в центр, на Красную площадь на которой стоит театр и пара отреставрированных зданий в западном стиле. Влево по аллеи героев можно попасть к Катериновской церкви, напротив которой находится Вал, черниговский кремль, с одной стороны которого стоят 12 пушек, а в центре пара церквей 11 и 12 века. Первая лишь на год моложе Курска, а вторая моложе на десяток лет событий описанных в «Слове о полку Игореве». Если от Красной площади проехать прямо и левее, можно доехать до Елецкого монастыря, по приданию основанного Антонием Печерским, а напротив монастырской ограды во дворе какого то училища круглая насыпь- «Черная могила», датируемая 60-ми годами 10 века (тыща лет, блин). По пути, видел множество народа с корзинками, особенно у Красного моста, через речку, от него уже не далеко до достопримечательностей, можно сразу свернуть к Валу по Пушкинской. Но только когда увидел людей вокруг церкви, вспомнил, что сегодня Пасха. Ну, вот и все. По той же дороге стал вытягиваться назад, мимо магазинов и банков, которые и так - то не работают в воскресение, так тем более в праздник. Ну что ж пост продлится на пару дней дольше. Смазал перед выездом цепь, подивившись на странную грязь, заправился водой в колонке и вперед. Проезжаю знакомые такие места. И свой лесочек. На стоянке снова заварил кофейку и принялся добивать оставшиеся продукты. Конфетки там, хлебушек. Как стало легко управляться с продуктами невероятно. На кофейку проехал незаметно 50 км, и как оказалось за 5 км от Сосницы захотелось лапшички, соли, наверное не хватает. Тем неожиданнее въехал в эти самые Сосницы, кстати, родина Довженко. До его дома я не поехал. Выбрался к площади, на которой стоит указатель на Короп (ударение на первый слог). Все равно уточнил у ДАИшников, есть ли дорога на Кролевиц, кстатьи их развелось на Украине не меряно, экипажев шесть насчитал. Еще из Сосниц не выехал, как попал в самую настоящую глухомань. Асфальт вновь превратился в твердое покрытие, выматывающее душу и на корню убивающие поползновения к скорости. Погода в этот день отличалась разнообразием. До 12 часов я мерз, потом выглянуло солнышко и потеплело, а к вечеру снова пошел дождь. По всей дороге сплошные леса. Машин очень мало, еду практически в одиночку, по пути встретилась лишь пара деревень, в которых можно снимать фильмы про тайгу. Прикинул по карте, где встать и остановился минут через 15 минут после въезда в Кролевский район, за д. Гута. Дождь кончился, и удалось немного подсушиться, но носки так и не высохли окончательно. Осмотрел велосипед. Все звездочки с 5 по 8 сточились. От масла, которое нанес в Чернигове не осталось и следа. Одна грязь. Проехал 150 км. Все идет по плану.
05.04.10 Понедельник. День четвертый.
Ночью замерз вусмерть. Вот бы когда пригодились шерстяные носки. Все еще мокрые, лежащие в рюкзаке. Зато встал и переоделся секунд за пятнадцать. Палатку собирал через пень колоду, руки замерзли и чуть велосипед не уронил. Яркий серп луны выглянул сквозь макушки сосен. Медленно светает. Пока собрался уже и светло. Выбравшись на дорогу, наконец- то узнал температуру. На краю дороги лужа покрыта льдом. Значит ниже нуля. Снова еду. Ноги мерзнут. Подъезжая, к какой то деревни, заметил громадный красный шар солнца, начавший догонять месяц и такую громадину я никогда раньше не видел. Потом стало понятно, откуда такой вид. Я спустился в ложбину и попал в туман, и не просто туман, а туманище, как молоко. Десну второй раз переезжал, даже воду не видел с моста, не то, что там по сторонам находится. Дорога по - прежнему задница. В Кролевце, чуть было не уехал по объездной. Но вернулся к вокзалу и от него прокатился по городу, обменника так и не нашел. Зато велосипед окончательно умер. Цепь проскакивает. Пригляделся и еще на передней звездочки заметил, обломанный зуб, другой на половину стерт. Ужас. Водой все- таки заправился и выехал на трассу Киев-Москва. С гладеньким и ровненьким асфальтом. Сразу начался спуск, потом подъем, который преодолел, стараясь не нажимать на педали, что очень утомительно. Так как время шло к обеду, да и устал уже как собака, остановился пить чай. Чая у меня много, а кофе еще больше, поэтому будем пить кофе. Водки правда еще больше, но тогда я вообще никуда не поеду. Съел предпоследние две конфетки, осталось еще на один перекус. Потеплело на столько, что можно было раздеться, и впервые за все время я увидел свои велосипедки. Ехал до четырех часов. Много лесов по пути, нет населенных пунктов. В четыре часа снова попил кофейку. Протащился мимо всех поворотов на Глухов и продолжил путь к границе по трассе. И вот впереди какое то сооружение - таможня. А к ней спуск, большая радость для моих убитых ног, рук и всего остального, ехать уже можно только на 1 звездочке. Что не быстро, зато утомительно. Таможню прошел быстро. Поставил в тупик вопрос, на грузовом я, или как? Я глянул на баул на багажнике и решил, что на грузовом, в чем честно признался. Потом пришлось еще за квиток вибутия извиняться, его в Катериновке оборвали не аккуратно, обгрызли просто. Рюкзак снова не попинали. И вот я в Брянской области. Как ни странно. Добрался до Курской области через пол часа, где хорошая дорога ушла на Брянск, а я оказался уже на раздолбанной российской бетонке. Тут - то я видимо ухайдокался окончательно. Доехал до указателя на Хомутовку и, остановившись, впервые за все время связался с домом. На Украине теле2 не брало без предварительной заявки, или какой то суммы на счету, а симка Глобал сим, за которую в прошлом году отдал безвозмездно 900 руб, и на счету которой летом еще положил 300 руб. оказался ноль. Видимо сперли. Потом позвонил в Хомутовку, договорился о встрече, а когда хотел повернуть, дорога мне не понравилась. Я хоть и был здесь десяток лет назад и выезжал по потемкам, но помнил, что дорога была прямой, а эта мало того, что извивалась как змея, так и вела в какую - то заброшенную деревушку. Поехал далее, уже до следующего указателя - на Рыльск и Белгород, но не на Хомутовку. Пришлось стопануть машину и уточнить, что это еще и нужная мне дорога. Но, в общем, через пяток километров и пол часа я добрался, и даже дом искать не пришлось. Здесь, наконец - то удалось сказать, что я на велосипеде еду, странно, а на чем еще можно было ехать. И, отожрался же я за пару дней, аж плохо стало. А вот спанье под крышей не удалось, слишком тепло, наверное, было. Проехал 145 км.
06.04.10 Вторник. День пятый.
Ну, скорее утро. Проснулся хоть и рано, встали поздно. Пока то, се. Вышли на дорогу уже в десятом часу. Смотрю, колесо спустило. Видимо заплатка сползла, на стыках бетонки и пробой открылся. Накачал, давление держится. Только тронулся, цепь соскользнула, и я застрял в луже. Там и упал, причем выстегнуть успел, правую ногу, а завалился на левую, классика. Замазал рюкзак со страшной силой, зато меня больше не пугает падение. Рюкзак принимает удар на себя и даже переклюк сохраняется, и падаешь медленнее. Но все равно не приятно. Пока отмывался, прошло еще время. Так что выехал из поселка часов в 10 и проехал ровно 6 км. Потом приехал эвакуатор, и разобрав велосипед я отправился домой.