Отчет: Крым – транзит 2009
Маршрут: Севастополь – мыс Сарыч – пер. Байдарские ворота – пер. Бечку – Айпетринская яйла – Ялта – Гурзуф - мыс Сарыч- Инкерман- Севастополь.
Проехал: 366,6 км
С 1 по 5 июля.
30.06.09
Вечером сел в поезд, без проблем. Сразу навалилась тоска по родине. В поезде жарко, кандишн не работает, граница эта чертова, на утро голова болела ужасно.
1.07.09
Уже в одиннадцатом часу высадился на перроне в Севастополе. Жарковато. Оставил вещи в багажном отделении, которое находится в главном здании со стороны площади, в подвальчике. Содрали десятку. Пока разбирался с вещами, из кармана выскочил фотоаппарат и шмякнулся об асфальт. К счастью не смертельно.
Контора «Гесс и К» находится на ул. Ленина, 50. Дорога туда проходит мимо вокзала в гору, до пл. Суворова. Если немного продолжить движение по прямой как раз можно увидеть и номер и вывеску. Я приковал велосипед к дереву у канторы и прошел внутрь. Выяснил все вопросы с билетом с открытой датой. Поменял деньги на гривны, в банке через стенку, по жуткому курсу, о чем они, правда, честно предупредили. Выяснил где посадка. Оказалось причал, с именем собственным, «Терминал» находится практически под конторой. Если ехать от вокзала, то на развилке нужно ехать не в гору, а по прямой.
После покупки билета, забрал рюкзак и рядом с автовокзалом, пообедал в кафе. После чего довольно легко выбрался из города. Выезд на Ялтинское шоссе рядом с кафе. Там, напротив рынок. Оставив его справа свернул на маленькую улочку, довольно длинную, очень тихую. Здесь вдруг обнаружил, что при сборке поставил переднее колесо как - то не так. Это мне не особо мешало, но решил остановиться и поставить его как - то так.
После того как улочка закончилась дорога пошла в гору в извилистом, испещренном пещерками каньоне. Дорога односторонняя. Втащившись наверх, и порадовавшись начавшемуся акклиматизационному и тренеровочному процессу, свернул на кольце, на право, как раз на Ялту. В трех километрах, за дачами, покрытая сосенками стоит Сапун-гора. В принципе ничего особенного, если не знать истории. Здание панорамы, катер-миноносец, немного мин, торпед, военной технике. Со смотровой площадке открываются виды на долину и крымские горы, где стягивались черные облака и что-то все время сверкало.
Съехав с горы, добрался до поворота на Балаклаву. Спуск продолжался. Оставив слева памятник погибшим в Балаклавской битве1854г., 187 рядовым и 8 человекам офицерского состава (цифры точной не помню, но их порядок чем - то зацепил, в следующую осаду Севастополя порядок цифр вырос раз в сто.), вкатился в город. По главной улице въехал на набережную. Город в принципе не плохой. Но задержаться в нем не захотелось. Узкая набережная, заставленная катерами и лодками. Старые здания рушат, какая то потертость везде. В конце набережной подъем к крепости, велосипед бросить негде, не очень то и хотелось. В общем, наверх не полез, хотя говорят виды красивые. Рядом вход на городской пляж, вот он ужасен.
На обратном пути поменял деньги в банке по дороге, о благословенный кондиционер внутри. И, наконец, закупился в магазине. Вышел с охапкой продуктов и двумя бутылками пива. Слегка перекусив, по той же дороге, но менее весело, в горочку же, вернулся на трассу. И продолжил путь к следующему пункту экскурсионной программы, мысу Сарыч. В этот день я туда не доехал. Довольно долго пыхтел по жаре в гору, потом, решив, что для первого дня подвигов в виде 3х горок мне хватит, за селом Гончарное, облюбовал лесок, куда шло асфальтовое ответвление. Я проехал метров двадцать и на повороте углубился в «чащу», на самом деле подлеска почти нет, но я встал в небольшом понижении, превратившись в невидимку прямо над дорогой.
В принципе с первым днем мне повезло. Облака периодически закрывали солнце, и было больше душно с непривычки, чем действительно жарко. В горах, правда облака превратились в тучи и там все время гремело. Но у меня не капнуло.
Проехал 63, 6 км, средняя 17,3.
2.07.09
Ночь спал плохо. Шуршунчики задолбали. Поймал одного – это оказался здоровенный жучара. Светает уже в 4-30. Собирался еле-еле. Еще в потемках прибежала невидимая косуля облаяла меня, напугала, и, продолжая лаять ушла.
До Сарыча километров 15 и все под гору. Искупался в тихом спокойном море, как раз вышло солнце и немного обсохнув, сунулся далее по дороге к Форосу, но встретившийся мужик сказал, что далее только дача Горбачева, пришлось повернуть и ехать к Байдарским воротам по трассе.
Подъем прошел без особых приключений, утром народу мало, солнце еще не жарит. Хотя пить хотелось все время. Во дворе Фаросской церкви, очень красивой и поставленной в красивом месте, заправился водой. Всего в паре поворотов выше перевал. Ворота на месте, наконец - то щелкнул их для отчета, а то в прошлый раз пленку пожалел, так как с эстетической точки зрения они ничего из себя не представляют.
А потом начался спуск. Тормознул один раз у родника, поменял воду, все вкуснее, и холоднее конечно. Правда серпантины с непривычки пугали, и правильно делали, потому что разогнаться здесь можно на раз, а тормоза не казенные.
Весело выкатился на залитую утренним солнцем Байдарскую долину. В Орлином заправился в магазине. Татары торгуют. Далее при въезде в Родниковое два булыжника, типа менгира, не впечатляет. В Передовом поворот на перевал не очевиден, резко, очень резко вправо и в гору, чуть левее и ты катаешься в другую сторону.
Дорога на перевал идет по лесу, почти всегда в тени. Но попыхтеть пришлось, сто потов сошло. Асфальт быстренько перешел в грейдер, очень хороший. Но до перевала устал пыль глотать. Один раз показалось уже, что выбрался, но потом снова подъем. Все выше и выше и выше, Господи да когда ж это кончется.
Ну вот, я здесь. И никакого, тура или таблички и уж тем более фанфар или салюта. А спуск оказался пострашнее подъема. Дорогу покрывает крупная щебенка, даже валуны. Эта сволочь вылетала из под колес и лупила по моему драгоценному велосипеду, сдирая краску с рамы и алюминиевую пыль с ободов. Да еще издеваясь, болталась в спицах и потом летела как из пращи то в кассету, то опять в раму. И колея в этом чудесном серпантине тоже присутствует. Руки аж свело на тормозах, я даже принюхиваться стал – не запахло ли паленой резиной.
Хотя спустился я все таки быстрее, чем поднялся. Когда снова оказался в долине открылись обалденные крымские горы. На ялтинскую трассу выкатился в мгновение ока, тут отдышался.
Хотя, трасса - это громко сказано. Узкое шоссе метров 6 шириной. По нему проехал мимо овеянной мифами из путеводителя еще шестидесятых годов турбазы с подозрительным то ли медицинским, то ли уголовным названием – «Орлиный залет». В Соколином пообедал у магазина. Вот тут то началась жара так жара. Здесь на площади ко мне пару раз подкатывались таксисты с неприличным предложением – подвести на яйлу. И по моему, искренне не понимали, почему я отказываюсь, видимо думали денег жалко. А что нет? Ну и на фига было ехать сюда на велосипеде, что бы тебя возили на машине, ну не идиотизм?
Так что дальше я отправился на своих двоих, колесах. Сразу за площадью довольно приличная дорога вдруг превратилась в узенькую местечковую улочку. Она была единственная, иначе пришлось бы метаться искать другую. И она как - то подозрительно сразу втянулась в гору.
Подъем начал в 12-20. Пару раз мелькнула еще гора с таким же, как у базы подозрительным названием, а потом сомкнулся полог леса. Подъем оказался проще, чем я думал. Уклон не очень велик, по крайней мере, до серпантина, начавшегося, где - то в районе входа в БКК. Здесь я был минут через 30. Тут иногда приходилось напрягаться на поворотах. Но все это в тени громадных деревьев. Машины ездят, но немного. Ехать одно удовольствие. В одном месте есть оборудованный родник, где я снова заправился водой. Отдохнул и прикинул, что пешком все, что проехал за пол дня, пришлось бы идти дня три, сильно упираясь, от заката до рассвета.
Поднимался часа три. И чем выше, тем труднее. Но, в конце концов, запахло травой, появились безлесные участки. Наконец то выбрался на яйлу, 1200 м на указателе. По дороге куча предупреждений о заповеднике. Они бы все здесь позакрывали, что бы начальству отдыхать просторней было. В этот раз яйла не произвела впечатление, а в прошлый заход я был от нее в восторге, травы тогда стояли выше меня ростом. Я проскочил по дороге почти к повороту на «яйца динозавра» - станция РЛС и все - таки посмотрел карту. Пришлось вернуться к повороту, который я проехал. Тут я тоже дал маху, но уперся в завал и, наконец - то встал на путь истинный. Но прекрасная дорога довольно скоро превратилась в чисто каменный оффроад, с острыми камнями. Я еще упирался с пол часа или час. Как раз хватило добраться до начала стены. Еще раз поудивлялся, на кой ее поставили здесь вдоль яйлы, а не поперек. Она длится километров на 20. Но я, наконец - то сообразил, что еще 50 километров до Романовского шоссе если и проеду, то угроблю шины на этой раздолбанной дороге, а мне все-таки еще ездить по Турции.
Солнце чуть ли не в зените. А я перебрался через разваленную стену и стал в рощице неподалеку уже в 16-00, но постарался упрятаться получше, все таки заповедник. И был прав. Время от времени кто-то ездил по дороге. За яйлой опять собирались тучи и громыхало, где-то шел дождь. А я маялся от безделья и усталости. Три высотки за один день трудновато дались.
Проехал 92 км. Средняя 8,7
3.07.09
5 утра. Почти в потемках собрался. Прохладно. Пока выбирался обратно на асфальт встретил трех «мустангов» мирно пасшихся на пастбище и совсем замерз.
Спуск к Ялте, как любой спуск прошел на ура. Правда, на извилистом серпантине не сильно разгонишься, запястья парализовало от постоянного торможения, а тормоза, я боялся, стерлись до железок. Хорошо не было машин, можно было использовать всю ширину полотна, иначе чревато, или вылететь или влететь.
Уже у самой Ялты увидел указатель на дом Чехова и свернул. Дом не нашел, видимо проехал мимо. Дорога то под гору, останавливаться и спрашивать некогда было. От тряски отвалился задний фонарь, хорошо я услышал звук падения и подобрал его. Проехав по старым улочкам, вкатился к началу набережной. Прокатился по ней до церкви Иоанна Златоуста. С моря ее шпили смотрятся, а вблизи все застроено, точки сфотографировать нет. Зато пока искал ее, покатался по кварталам, которые в рекламах, почему - то не показывают, а очень интересные, и подъемы круче, чем я видел до сих пор.
Я не стал выезжать на трассу ( до нее километра 2 в гору), поехал по продолжению набережной в Никиту. Рельеф здесь холмистый, дорога узкая, но движение машин ограничено. Уже перед самым Никитским ботаническим садом пара подъемов, где груженому пришлось вкручивать 1:1. В общем, еле доехал. Да еще до трассы ехать не мало.
По трассе домчал до Гурзуфа, с тоской спустился вниз, уже предвкушая подъем на обратном пути. Хотел побывать в парке, о котором куча восторженных описаний. Но мент стоящий у ворот на стреме, объяснил, что вход только с экскурсией. А потом еще заинтересовался моей трофейной украинской форменной милицейской шапкой. Короче уехал я обедать в столовку, которая находится по пути к набережной. Оба раза, что я был здесь до этого, она оставила хорошее впечатление, но сейчас я попал к самому открытию в 9 часов, и у них даже чай пришлось ждать, но перекусил сосисками с салатиком. Думал закупиться и нормально поесть в магазинчике на выезде. Но он оказался закрыт, то ли временно, на приемку товара, то ли на всегда. В общем, пришлось ломиться до Никиты, где в придорожном супермаркете купил все что нужно и даже что пока не было нужно. Вот пиво, на кой брал не пойму. Видимо жара уже начала сказываться на мозге. Иначе чем объяснить то, что вместо того, что бы вернуться в Ялту и Ливадию, я прохреначил по трассе до самого Сарыча?
Жара неимоверная. Две трети дороги подъемы. Спуски послабее и поменьше, только ближе к финишу все стало получше. Дорога хорошая, машины только в районе Ялты задолбали, а так все прекрасно. И жара, жара, жара. В Никите купил 2 л апельсинового сока. Один выпил сразу, другой через час. И ни в одном глазу. Ближе к мысу купил воды на бензоколонке и в 15-30 был у моря. Засунул велосипед и сумку в кусты. Еле нашел куда, то палатка стоит, то дерьмо лежит, но не на тропе же все бросать. До 18-30 купался и загорал, пока не почувствовал, что сейчас мне наступит кирдык. Голова кружится, тяжелая как у пьяного. Хотел посидеть на бережку подольше, но все же прислушался к себе любимому и свалил. И правильно сделал, потому что попытался заехать на военную базу, хотя ежу было понятно, куда надо ехать, но ошибся вот. Симптоматично.
Встал прямо над Сарычем, над трассой. Рощица открытая и простреливается. И отошел не далеко. Но далее начинался подъем и я подумал, что плоских площадок там будет еще меньше. С трассы, по крайней мере, меня не видно и, слава Богу.
Палатку ставить не стал пока. Зато вытащил пиво. Оно было не просто теплым, а горячим. Но пошло хорошо, выдул поллитры и начал пинать балду (т.е. читать книжку, валяться и постанывать). Ближе к вечеру поел и поставил палатку. Допил уже охладившееся пиво и лег спать.
Проехал 116 км. Средняя 14.6?
4.07.09
Утром сильный ветер. Пасмурно. Тучи над морем, барашки на волнах. А я то хотел еще денек позагорать здесь. Облом. Поэтому в 6-10 выехал. Ветер в лоб, хамство. Над мысом Айя облака висят. Свернул к Севастополю и спрятался от ветра за горкой. Ветер исчез, зато сразу похолодало. Покатушка снова стала доставлять удовольствие. Тем более от Гончарного бесконечный спуск до самого перекрестка. Свернул на право, по указателю на Симферополь. Решил съездить в Инкерман. Дорога туда урбанистичная и места совсем не туристические. Зато солнце выглянуло и стало жарить, хоть назад возвращайся, к морю.
Проехал по поселку Октябрьский, один магазинчик засек, но сам поселок жутковатый, не крымский какой-то. В Инкерман въехал по мосту через р.Черная на право. А за мостом уже море, Севастопольская бухта, кораблики стоят. Свято- Климентовский монастырь почти сразу за ним на право, указатель есть. У входа в монастырь кто то палаточку раскинул под стенами. Вход интересный, под железнодорожным полотном, оно проходит прямо по монастырю, изображая стенку. Монастырь частично пещерный. С прикольными балкончиками. Их видно из поезда, когда едешь в Симферополь. Над монастырем старинная крепость Каламита. Подъем прямо из монастыря, левее через кладбище.
В Севастополь решил сократить дорогу, но легкого пути не нашел. Зато нашел горку, мало того, что крутую, так еще солнце стало печь как взрослое. Снова голова заболела. Всего то километра три, но еле въехал наверх. Там соснячок, казавшийся привлекательным, ох как же я ошибался. Чувствуя, что уже накатался, хотел пожрать и завалиться спать, где-нибудь здесь. Но в начавшихся дачах магазина не нашлось. Поехал в Севастополь, нарушая все правила по односторонней дороге, по которой выезжал. Больше так не буду. Ну а в Севостополе, выдул литр кваса и не напился. Пообедал, отдохнул и снова назад в горочку по жаре. Доехал до присмотренного соснячка, вкатился в него и стал тихо седеть от ужаса. Весь лес завален мусором. У нас тоже в Клюкве у дорог много чего навалено, но так что бы весь лес, вся земля в хламе и помоях, явный перебор. Зато пока искал место стоянки, наткнулся на памятники в честь первой крымской. Но стать не где. Или тесно переплетенные кусты или мусор. Пришлось ехать на Сапун – гору. Там левее, не доезжая до таверны, свернул и углубился в соснячок. Он и тут не фонтан. Слишком густые посадки или открытая степь. Наконец нашел рощицу, простреливаемую со всех сторон, на краю горочки. Народ, правда, шатался постоянно, но меня никто не побеспокоил.
Проехал 67 км. Средняя 13, 7?
5.07.09
Воскресенье. Спешить не куда, а встал все равно рано, наотдыхался вчера.
Выехал на дорогу прямо у трактира и отправился назад в Севастополь. Проехал на этот раз под арку, не нарушая правила, тем более под горку. Выехал на ост. Матроса Кошки. После поворота на лево все равно попал к вокзалу.
Этот день был посвящен Севастополю. Съездил к панораме, потом по Большой Морской прокатился. Засек почту с Интернетом, пообщался с домом, не дорого. Велосипед с баулами на пол часа приковал у входа. Здесь же шикарный белоснежный храм с золотыми куполами. Недалеко от площади, куда выходит улица, нашел, наконец – то, адмиралтейский Владимирский собор, где похоронены 4 адмирала. Он находится чуть в стороне. Вид от него на бухту замечательный. Я еще покатался по городу. Но это оказался днем украинского флота, как сами севастопольцы сказали: «хрен знает какой день не пойми какого флота». Должен был приехать Юшченко. Поэтому менты и юнги поперегородили дороги и малость помешали моему моциону. Но, в конце концов, цель была достигнута, неплохо покатался. А после обеда на корабль и в Турцию.
Проехал 28 км.