Отчет Карельский перешеек 2008.
Маршрут: С.-Петербург – Зеленогорск - Выборг – оз.Ястребиное – Приозерск – Лосево.
Проехал: 378км 7 дней.
19 августа. День 0.
Сел на фирменный поезд «Соловей».Проводник закосил под праведника и потребовал чехол на велосипед. Вместо чехла замотал велосипед со снятыми колесами и повернутым рулем в полиэтиленовую пленку. Занес в тамбур, пленку снял и закинул все железо и вещи на третью полку. Доехали без приключений.
20 августа. День 1.
На перроне «быстро» собрался и выкатился с вокзала. С Михаилом, должны были встретиться перед головой Петра. Но откуда мне было знать, что она внутри. Я оказался на пл. Восстания, где стоит стела со звездой. Мы созвонились и через пять минут встретились. Погода замечательная, солнечно. Естественно поход начался с катания по Питеру. Повернули от вокзала направо до Александрово - Невской лавры. Ничего особенного, понравится любителям знаменитых кладбищ.
Потом, снова мимо Московского вокзала по Невскому проспекту к дворцовой площади. Трафик – жопа, в Москве так страшно не было. Всего три забитые полосы, на многих участках идет ремонт. Любое здание – произведение искусств, видимо Питер стоит обойти пешком, на велосипеде или не видишь чего то или когда зазеваешься рискуешь впечататься во что-нибудь твердое.
Покрутились на Дворцовой площади, поглядели знаменитых атлантов из песни, Исакиивский собор, в среду у него выходной, так что подняться, наверх не удалось. Добрались до Медного Всадника, где каждый был запечатлен на своем скакуне.
После этого перебрались на Васильевский остров и двинулись по набережной к 16,17 линии мимо двухмачтового парусника и какой – то дизельной подводной лодки. На 17 линии на территории завода Игротехника находится фирма Пик – 99, где я наконец то приобрел баулы на багажник. Вход по пропускам, поиск фирмы на территории завода превратился в квест.
Далее через Петропавловскую крепость на Финляндский вокзал. Вход в крепость велосипедистам запрещена, но пару местных я на пляже видел, видимо пройти как то можно. В крепости куча туалетов чем с радостью и воспользовался. Крепость громадная, пешком ходить утомился.
Далее по набережной к крейсеру «Аврора», участнику Цусимского сражения, а не только застрельщику революции 17 года.
Рядом с Финским вокзалом магазин «Пятерочка», где затоварились продуктами. Внутрь вокзала попали по пандусу, зал просторный, касс море, уже через 15 минут сели на электричку до Зеленогорска, откуда собирались стартовать, что должно было позволить избежать кучи машин на трассе.
Погода начавшаяся портиться еще в Питере, в Зеленогорске испортилась окончательно, капнул дождик. Но тем и ограничилось. С перрона груженые велосипеды пришлось спускать с высоты человеческого роста. Трасса не далеко и не сильно загружена. Идет вдоль побережья. Но все застроено домами или базами отдыха. По идее это все еще С.-Петербург. Остановились через 15 км. проехав Приветненское и свернув на лесную дорогу. Комаров к моему удивлению мало, а грибов и ягод море. Самого моря не видели ни разу. Темнеет здесь в 22 часа, а не в 21 как у нас.
Проехали за день 30 км.
21 августа. День второй.
Встали рано. Пасмурно. Собрались посуху, но уже на дороге пошел дождь. Прогноз погоды не соврал. Дождь кратковременный. После кратковременной остановки идет снова. В районе поселка Зеленая роща увидели море. Свернули к нему. Берег засижен, но вида моря это не портило. Здесь кратковременный дождь превратился в кратковременный ливень, как раз в это время обнаружилось, что у меня ослаб тормоз, подтянули гайки – вроде заработало. Под дождем тронулись далее. Дорога большую часть хорошая, но кое где затеян или закончен ремонт, поэтому едешь как по строительной площадке.
В еще одном месте свернули на просеку слева, где вдали блеснуло море. Здесь много стоянок, берег чистый, позавтракали. Во второй половине дня дождь кончился.
Вдоль дороги несколько раз видел бетонные постройки, на одну из них слазил. Это остатки взорванных дотов финской линии Маннергейма. Однажды дорогу перебежала лиса, уселась в кустах и долго позировала пока ее не сфоткали, тогда она пошла в нашу сторону, а мы рванули изо всех сил, может бешенная? По дороге видели две небольшие группки велосипедистов, один из них в полу лежачем положении, то ли вел такой, то ли по приколу.
Через 55 км после места ночевки - г. Приморский, очень тихий, деревенский, но в заливе много маленьких швертботов и громадная кирха на берегу залива, во дворе ее и перекусили. Встретили на одном доме надпись: «Во дворе злая собака – звоните». Ага щас, после такого предупреждения.
В Соколинском затарились в магазине и сразу за селом свалили влево и оказались на скалистом выступе, покрытым мхом и редколесьем, мест для стоянки море, но по вершине проходит тропа, сошли чуть в сторону и остановились на берегу персонального болотца. Грибов и ягод не меряно. Ночью опять пошел дождь. Проехали 99 км.
22 августа. День третий.
Утром идет дождь. Он изредка останавливается, и в эти перерывы мы собираемся. Под дождем въезжаем в Выборг. Слева оставляем судоремонтный завод, справа Батарейную гору, не охота было на нее лезть. Пропустили пересекшую нам путь брусчатую дорогу, она бы привела на Красную и далее на Рыночную площадь. Нашли вокзал, от него и плясали. Недалеко на берегу залива гостиница «Дружба», перед ней два драккара, оставшихся от съемок фильма «И на камнях растут деревья». С берега залива виден замок с высокой башней епископа Улофа. Но мы сначала поехали на Красную площадь, на которой как всегда стоит Ленин, но в очень решительной позе. Попали на мощеную улицу и проехали на рыночную площадь. Само здание рынка1904 г. и имеет башню с часами. Часы врали. Дождь кончился.
Тут же на площади стоит большая круглая башня, оставшаяся от шведской крепости 16 в. Сейчас в ней ресторан. Покрутившись по улице, нашли еще одну башню с часами 15 в., потом вернулись на набережную и докатились до памятника Кнутсену, основателю города, стоит на старой таможенной площади, окруженной красивыми зданиями. На месте бывших ворот сейчас две тетки- аллегории, чего не помню. Отсюда проехали к замку, и далее по дороге к парку Монрепо. Завернули к памятнику Петру 1, с дороги он не виден и если бы не Михаил, проехали бы мимо. Памятник стоит на холме, вид оттуда красивый.
В парк проезжаем мимо остатков бастионной крепости Анненкрон, 18 в. Тогда уже начали от пушек зарываться в землю и это удалось. Нужно держатся правой стороны, после крепости появились указатели. Проехали по путепроводу, внизу в скалистом ущелье идут поезда.
В парк ведут деревянные ворота, на вахте стоит тетка и собирает по 50 р. В принципе, видимо справа можно объехать эти ворота, забора не заметно. Но деньги вроде идут на восстановление парка, так что не жалко. Тем более на велах ездить здесь запрещено, о чем тетка и предупредила, но пропустила, спасибо ей за это.
Монрепо – английский парк, поэтому отличить, где кончается лес и начинаются искусственные насаждения не возможно. Побродили. Обошли строения слева вдоль забора и через луг поднялись к беседке. От беседки стоящей на скалах прямо над водой виден небольшой греческий портик на живописном полуострове. Вблизи он оказался сделан из дерева и не интересен. Зато от него хороший вид на остров мертвецов, на вершине которого находится некрополь в виде четырех башенного белого замка. По дорожке мимо острова вышли к источнику, где на лавочке и поели. По другую сторону от беседки установлена стела в честь прибытия какого то крутого перца и белый мостик, и говорят много еще чего. А жилые постройки очень скромны и не выпендрежны, а ведь тоже князь жил. Щенячьего восторга парк не вызвал, но место приятное и природа красивая даже при пасмурной погоде и сером небе.
Вернулись по той же дороге и вдоль залива вновь попали к вокзалу. Мимо него идет улица с указателем на Питер, немного проехали по ней и у церкви свернули влево, пересекли железнодорожные пути. Далее дорога загружена до самой развязки в 10 км от города, и даже далее, грузовики, лесовозы, куча легковушек.
Распогодилось, выглянуло солнце и тут случилась неприятность. У Михаила срезало винт крепления багажника, причем он сам (винт естесно) так и остался в отверстии. Хорошо нашелся еще один от фонаря и отверстие в раме. Короче прикрутили. Оказалось намертво. Причина поломки – перекос баула из-за перегруженного верха, и левизна багажника, место крепления которого упиралось острой кромкой в раму и не давало винту закрутиться до конца.
А потом пошел дождь. За деревней Боровинка кончился асфальт, дорога превратилась в грейдер, причем его мотало не только вверх вниз, но и вправо влево, дорога стала интересней, но передачи мгновенно засрались (скузи) и я начал подумывать о ТО. Какое то время, скрежеща железом мы продирались по пустынной лесной дороги. Не смотря на ее видимую заброшенность, в кустах у дороги аккуратно стояли километровые столбики. Наконец нам надоело тащиться по этому сельскому автобану и, переглянувшись, мы свалили в лес. Место не плохое, но слишком влажно. Сначала хотели стать прямо у дороги, когда подъехал грибник, и мы решили отойти подальше. В деревне видели белку, бродящую как кошка по забору, в лесу ничего подобного. Мертво все. Проехали 70 км.
23 августа. День четвертый.
Утро прекрасное. Допыхтели по грейдеру до Бородинского, причем народу на грейдереа оказалось множество, грибники, блин. За Бородинским начался асфальт и очень приятная дорога до Мельникова. Это такая крутая местная развязка. Есть церковь, кирха, магазин и парк, где мы подзаправились кефиром и печеньями, встретили здесь тройку велосипедистов, а потом поехали далее. Передохнули на берегу красивого озера (речки), посидели на валунах между берегом и дорогой. Обедали уже в Степанянском. Странные ощущения от этих сел. Есть несколько вполне городских пятиэтажек и рядом микрорайончик типичных карельских домов и построек, почерневших от времени.
За Степанянским попали на развилку. Здесь еще есть дома, но немного далее стоит табличка, извещающая об окончании населенного пункта. Вдоль дороги налево зеленая линия деревьев окружающая ручей, сам он не виден. Похоже нам туда. Дорога тот же грейдер, правда, лужи занимают уже всю дорогу, приходится влетать в них все чаще и чаще, иногда по каретку, за что велосипед был обозван Кэмелом, памятуя о том, что верблюд тоже корабль. Постоянно сверяясь с картой, поняли, что едем туда куда надо – то есть на озеро Ястребиное. Места очень красивые, есть и леса и открытые пространства. В одном месте поворот вправо, слева озеро указанное на карте и вдали турбаза, далее еще одно озеро уже справа, затем на развилке взяли вправо и через мост попали почти куда надо. Один подъем и мы у указателя на озеро. Причем дорога продолжается прямо, а нам на право. Но на этом мучения наши не кончались. Пришлось спуститься вниз, а там грязюка и все те же лужи, несколько раз спешивались, а далее снова подъем, блин, но все лучше чем грязь. Велосипеды кряхтя и визжа тормозами спустились по склону, мимо пары джипов и мы выкатились на берег озера со скалами как на картинке. От поворота до озера где то 15 км
Вот и еще одна цель достигнута. Прошелся к скалам, но, не дойдя до них, по тропке вверх добрался до большой поляной, заставленной двух и трех этажными настилами. Кто то даже зайца из бревна выточил, полутораметрового роста. Но ночевали мы все - таки напротив скал, а не там. Мы попали сюда в выходной день, поэтому народу было не меряно, скалы, во всяком случае, все засижены. Но так как мест для стоянок было еще полно, думаю в разгар сезона народу еще больше. Много ягод. Вымыв велосипеды и поев завалились спать. До пол пятого нас развлекали соседи, потом отрубились и рано утром естественно мы встать не могли. Ах да встретили двух велосипедистов. Проехали 60 км.
24 августа. День пятый.
Но встали. Я во всяком случае проторчал час на берегу, встречая рассвет. Солнце подсвечивало облака и те играли красным, розовым и оранжевым на гладком как стекло озере, а вдоль дальнего берега тек туман, уйти не досмотрев не возможно. Это позже небо затянуло, и утро вновь стало серым.
Собрались еще ленивее, чем вчера. Выехали той же дорогой, что приехали до указателя, причем обратная дорога показалась короче, чем туда. У указателя как я говорил, есть развилка, на нее и повернули. Те же лужи, но с утра на вид немного страшнее, поначалу обходим их, слишком уж черные, а их берега вязкие, напоминают наш чернозем. Местами встречаются следы велосипеда, видимо тех ребят, что мы встретили вчера на озере. Это придает нам уверенности, в правильности выбранного пути. Соответственно карте пересекаем сначала первый ручей, затем второй, с крутой, но небольшой горкой, на которой стоят строения. Далее дорога идет вдоль реки, она слева, но вскоре выходит на пересекающую ее другую дорогу, сухую и наезженную. Через реку два полуразрушенных моста, один более новый, ни чего интересного, груда бревен, а вот второй старый, живописный, по центру шустрой речушки стоит сруб, вместо опорного быка, а в прореху видно, что в нем навалены валуны, подобранные тут же. Так мы познакомились с конструктивными особенностями мостов в этих местах.
Свернули направо. Думали что все, выехали из грязи. Не тут то было. Еще не раз скатывались в лес и в грязь, но лужи уже проходили как вчера, по центру. По дороге встретили группу юных альпинистов, задолбались здороваться. Объехали здоровенные валуны, размером с двухэтажный дом, у песчаного обрыва поехали на право. Дорога стала напоминать нашу Клюкву. И наконец под горочку скатились в Куликово, прямо к магазину, стоящему на трассе, с одной стороны трех(или пяти?)этажные дома, с другой двух. Перекусили за столиком у магазина, как белые люди. Кстати взяли вкусные печенья которые назывались – «Хрустики», поржали над названием, этакий черный юмор. Кто не в курсе, есть такой анекдот:
- Ты знаешь как дальнобойщики между собой называют велосипедистов?
- Как?
-Хрустики!
Прекрасный асфальт, на который мы не нарадовались, выехав, наконец, то из грязи, скоро кончился, став грейдером. Видимо зимой асфальт засыпают песком, а весною не чистят. Тут же на один км два экипажа ГАИ, выполняют очень важную работу, потому, что если находятся придурки, которые разгоняются по этой дороге за 40, их надо сажать, ради их же пользы. До Приозерска еще несколько таких же, протяженных участка грейдера, системы чередования их с асфальтом замечено не было.
Еще раз встретили на выезде из Куликово тех же альпинистов, пришли по другой дороге, пока мы ели.
Погода хорошая, светит солнце, но не жарко. До города, практически долетели, не смотря на скрип и кряхтение переключателей.
В городе надо сворачивать на право, к кирхе. От нее улица выводит на главную площадь, если свернуть налево, параллельно той по которой мы въехали. Здесь стоит церковь. Свернув по улице на право и еще раз, окажешься у вокзала.
Мы же свернули на лево, на следующем повороте и петлянули. Когда разворачивались, Михаил проскочил под носом у легковушки, а я не успел, но девушка за рулем очень вежливо показала проезжать, Европа, однако.
К вокзалу мы все - таки попали, от него вернулись через площадь, проехали мимо парка, в котором заметили памятник Багире и Маугли. Далее, если мне не изменяет память, повернули на право и вновь оказались на трассе, по которой ехали ранее. По ней добрались до р. Вуокса ( в очередной раз). Здесь за мостом, справа, чуть в стороне находится Приозерская крепость, о чем извещают указатели, мимо которых я, не будь Михаила, проехал бы. Тут же пара танков – рядом военный санаторий, то же примета.
Крепость обнесена не высокой стеной, с пушечными бойницами, есть круглая башня, внутри на зеленом дворике пара каменных построек. Вход слева. Стоит на берегу озера. Очень красиво и камерно.
Немного далее свернули влево, перед заправкой на указателе «техосмотр» (или что-то в этом роде), уперлись в этот осмотр, приняли вправо и по дороге, через 5 км доехали до пристани. Отсюда уходит ракета на Валаам, 1,5 ч хода, 700 р. в одну сторону с рыла, за велосипеды ничего сказать не могли, поэтому рисковать мы не стали, может и зря. Выход в 9-30.
Перекусили в ближайшем леске, на берегу видимо все той же Вуоксы. Берег засижен, но народу мало, при желании можно и на ночь встать.
После отдыха выехали вновь на трассу, здесь на перекрестке хороший магазин. Затоварились и двинули к озеру Сныткино, трасса на Петербург ушла вправо. Въехав в деревню, по лугу объехали озеро и углубились в лес. Дорога идет вдоль всего берега. Первоначально хотели выбраться на берег Ладоги, но этот квест мы не прошли, объехав уже все озеро, съехали к какому то пионерскому лагерю, но очень странному. Он состоял из одних ангаров, людей нет, хотя машина стояла. Вернулись на озеро. К вечеру местные разъезжаются, на ночь осталась только одна парочка вдалеке. Но до темноты подергались, из-за того, что остановились прямо на перекрестке дорог, задолбались кататься по местным лесам и искать что-то лучше.
Снова попытались вымыть и смазать велосипеды. Ну, более или менее, на хорошей дороге. Проехали 56 км.
25 августа. День шестой.
Рассвет на озере как всегда сказочный. По утру, лесная дорожка и пара луж, самое чудесное, что может быть. Выехав за деревню, отсекли 3,5 км и съехали влево, по двухкилометровке здесь просека к Ладоге. Не просека, но дорога. Сначала крутой, короткий спуск и через чудесный сосновый лес она вывела к Ладожскому озеру. Его прибой мы все время слышали и у озера и на дороге. Когда увидели его, язык не повернулся назвать озером, Ладожское море. Конечно, здесь стояли, но места полно. И очень сильный ветер. Ближе к югу видно село Моторное.
Очень не хотелось уезжать. С сожалением вернулись на дорогу. Через километр, еще один съезд. Асфальт за Моторным кончился и снова начался грейдер, часто с теркой. Здесь ездят, изредка, только джипы, начиная с нашей «Нивы». Вдоль дороги довольно много, не сплошняком, вилл. Дачами язык их не поворачивается назвать, есть парочка даже с бассейном.
В Заостровье бросили грейдер и повернули у магазина вправо, на асфальт, вдоль озера Отрадное. Дорога хорошая, слегка холмистая. Погода испортилась, стало совсем пасмурно и холодно.
В селе Плодовое вернулись на Питерскую трассу. Ясный пень все интересное кончилось. Доехали до Лосево. Поглазели на лосевские пороги, Мекку питерских водников. Ничего особенного, но для тренировок и соревнований место подходящее. Кафе рядом отстой.
Мы решили доехать на электричке до Питера и оставшиеся пару дней покататься по пригородам. С этим двинули к станции. От моста первый поворот на право, если ехать от Питера. Дорога грунтовая, но ночью хорошо освещена. Здесь, на перекрестке, 3-4 магазина. Отстой. Водяры не мерено, пожрать нечего, даже с пивом, какие то напряги. Первая электричка отходит в 5-57.
Пока ездили на станцию и покупали еду, пошел дождь. По мосту, под шквалистый ветер, перебрались на другой берег, пересекли железнодорожные пути, проехали еще полтора километра, до места, где начался подъем на высоту 57. От остановки перед подъемом, свернули с дороги, влево по тропе, забрались в сосновую поросль, под самый склон. Пейзаж как всегда вдохновляет. Сверху молотит дождь, вдали шумят машины. Пока шли, несколько раз натыкались на разрушенные, заросшие землянки, видимо оставшиеся еще с войны. Ели под дождем. Видимо поэтому, долго не могли доесть. Картошку все время разбавляло водой. Проехали 60 км.
26 августа. День седьмой.
Встали в четыре. Темень. Дождь идет. Собрались на удивление шустро. Уже через час выбрались на дорогу. Машин почти нет. То ли с не досыпа, то ли еще чего, но по дороге я завалился. Спасибо скорость была не велика.
Через несколько минут навернулся Михаил. Он приложился уже крепче, зато смог оценить пользу шлема, которым и приласкал асфальт. Но тоже все обошлось. На станцию приехали за пол часа до поезда. Пока стояли в темноте страшно не было. Но когда вышли на свет и увидели косые струи дождя, как в плохой компьютерной стрелялке, лично мне стало плохо.
В электричке всхрапнул, перекусили шоколадкой. За окном дождь усилился. Когда вышли из вокзала, в Петербурге шел ливень.
Пошли покупать мне билет. Касса слева, если стоять лицом к главному входу, зал отдельный, вход с улицы. Очень тихо, никакого народа. К моему удивлению оказался билет на сегодня, на тот же «соловей», на 15-17. И глядя, на дождь за окном я решил наступать по направлению к тылу, т.е. отступить на заранее подготовленные позиции, да короче смылся я. И хотя у меня были планы на этот день. Погода меня несколько подкорректировала. Пока проехали по набережной вымокли не только ноги, но даже мой не промокаемый до сих пор костюм. А ветер такой, стоять трудно, спасибо хоть в спину. Короче, забил я на все планы, на мосту, распрощались с Михаилом, и я через Дворцовую площадь укатил на Московский вокзал. Вокзал хорош. Одно в нем плохо, сквозняк. А сам вокзал как одна труба. Слева туалет, велосипед приковал к трубе и воспользовался услугами цивилизации. Въезд в главный зал справа, здесь пельменная – гадость, не советую. Вдоль зала магазины и несколько кафе. Пока ждал поезд, потрепался с одним москвичом, он катался по Эстонии. Дождь на улице стал нормальным, но кроссовки потом сохли еще два дня.
Проводники оказались очень доброжелательны, про чехол не вспомнили, потрепались и с ними. К слову сказать, в Курск из нашего вагона доехало 3 человека. Правда, на следующее утро. Проехали 2 км.