Горналь
Маршрут: Курск-Липина-Макаровка-Лукашевка-Льгов-Суджа-Горналь-Суджа
Проехал 195 км.
На Прохоровку 9 мая я банально забил, не выспался. Перенес на 10 мая. Но вечером позвонили друзья и предложили съездить в Горналь, который у меня тоже был в планах. Поломавшись для порядка, согласился на Горналь. Идея была такова: 11 мая на Льговской электричке, 17-20 доехать до Льгова,(из-за работающего до двух товарища), через пару десятков км заночевать, на завтра махнуть до цели и вернуться через Коренево или тот же Льгов.
Но умею же я любой светский раут превратить в кабак. Это оказался самый тяжелый поход за всю навигацию этого года. Да и такого разнообразия рельефа и лиц, за неделю иногда не увидишь.
10 мая. Встал в семь часов, вместе с солнышком и решил, что нечего день терять и махнуть до Льгова своим ходом, да не по трассе, на которой ничего интересного. Так как все уже было готово, просто привязал баулы на багажник, попрощался и выехал в 8-20, впервые провожаемый солнышком. День обещал быть чудесным. (Счас, ага). К сожалению, я забыл захватить легенду и пер по памяти, а она постоянно отказывала, это вам не автопилот.
До Прямицыно доехал без приключений. Правда, обещанный северный ветер иногда поддувал, но не серьезно. Свернул на Старково. Небо нахмурилось, Сейм проезжал уже как будто осенью. За Ванина начались хорошие сосновые посадки. Свернул в первый поворот на лево, на бетонку. Очень скоро лес кончился и перед Липино первая остановка- курган, городище 4-2 в. до н.э. От бетонки к нему идет короткая грунтовка. Залез на курган, пофоткал. Довольно большой, со стороны не скажешь. Перекусил у его подножия, а не на вершине, как хотелось, потому что стало холодать.
Дальше по бетонке, кое-где уже слегка покореженной, но не смертельно, объехал село, и, судя по карте, повернул к Б. Долженково. Но это к счастью оказалось не так. Переехав мост, я оказался в д. Авдеева, само собой никаких указателей не было. О месте моего нахождения мне сообщил встреченный неудачно абориген. Который видимо, оказался Дауном, судя по речи. Я спросил, проеду ли в Сорокина, он сказал, проеду, в следующий раз буду задавать контрольные вопросы типа: «а во Владивосток?».
По карте, дорога в Сорокина вела по деревне, но ехать по разбитой, как я предполагаю улице, не очень то и хотелось, поэтому продолжил ехать по бетонке, поднялся по склону и как любой русский богатырь предстал перед тремя путями, но камень сперли, видимо, другие богатыри.
На право вела эта самая бетонка, прямо гравийка, не бог весть что, но все же дорога, и налево роскошная полевая. Ну, естественно свернул налево. После дождей дорога подсохла, да и по траве ехать было можно. У посадок, дорога превратилась в направление, правда, просматриваемое, а потом это направление привело на луг, где траву косят, и теперь я уже рассекал непаханую целину, правда в нужном направлении. А так как путь мой пролегал почти по вершине холма, не быстрая дорога скрашивалась пейзажами: зеркало курчатовского водохранилища, панорама Курчатова и окрестностей на все три стороны, клочковатое от облаков небо, впечатляло. То что не заехал на Авдеевскую стоянку древнего человека не огорчало, что там смотреть- на яму 20-40? Да и где ее искать?
Доковыляв до балки, выехал наконец на дорогу и стал спускаться, во первых так легче, а во вторых, хотелось наконец к воде и посмотреть идет ли там дорога у реки.
По дороге и скатился в Сорокина, по раздолбанной в хлам, деревенской улице, спустился до ручья и на той стороне, почти сразу асфальт и автобусная остановка. Но я поехал не вверх, а вниз и вправо, по дачам, дорога хорошая. Правда в конце начался подъем и грунт, хорошо успел переключиться, крутизна приличная.
Далее ехал по симпатичному лиственному лесу, не очень долго и снова выехал к дачам. Опять же по хорошему асфальту спустился вниз, здесь площадка, краники с водой, снова спросил, как к Сейму проехать. Повернул налево, вниз, опять по дачам и выкатился на берег Сейма в районе порога. Раньше здесь были крутые завалы, на байде помнится, кренделя тут выписывал, а с берега ничего страшного.
Поехал по берегу, по плотной песчаной дороге. Вокруг лес, но обжито, много мусора, стоянок, кое-где люд рыбу ловит. Но вообще тихо, пустынно, красиво. Грунт закончился в д. Мосолово. Здесь опять асфальт, по нему доехал до моста на Курчатов. Сначала хотел, перебраться и ехать по левому берегу, но вдоль правого тоже идет песчаная дорога, используемая техникой, вполне для меня проходимая. Ну и поехал до следующего моста. По пути много фотографировал, все приближающуюся, медленно, АЭС. Ловил себя на мысли, что в советские времена уже бы сидел в КГБ и давал показания.
После моста на Иванино, продолжил ехать по прямой в Макаровку. Дорога обходит еще одно маленькое море, справа от меня, делает крюк километра три и ничего общего с картой. Бетонка убитая в конец, не разгонишься. Машины, и я тоже, мечутся от обочине к обочине. Зато на перекрестке радость, указатель: до Макаровки 6 км. И подъем. Но и здесь хорошая новость первый километровый столб. Тянется подъем ровно километр. А перед деревней столб 4 км. И крутейший спуск, притормаживая немного, все таки разогнался до 55 км/ч, всегда бы так. Внизу резкий поворот на право и в горку. Проехав 1й поворот налево спросил дорогу на Реницу, рассчитывая попасть на Льговский шлях, рядом же если повернуть не на право а на лево городище «Лысая гора» или его еще неправильно называют "Кудеярова гора", но я это забыл. Дорогу мне указали. Я вернулся на поворот и поехал по улице, в конце ее повернул на право. Асфальт кончился, и началась грязная, но проходимая полевая дорога.
Здесь зазвонил телефон, товарищи интересовались готов ли я ехать? Это было часа в два. До встречи еще пять часов. Когда узнали что я в двадцати километрах от Льгова, спросили, что я буду делать там так долго, пока они не приедут. Ну я сказал, что мне будет чем заняться в ближайшее время. И оказался сильно прав. Пока дорога шла по полю, я еще ехал, но тут она влезла между двумя густыми лесополосами и я сначала превратился в бешеную свинью, потом просто в свинью, и был недалек от превращения в морскую свинку. Грязь у нас хорошая, качественная, помнится еще танки в ней вязли, но я вообразил, что еду на тракторе и встал. Ни туда, ни сюда. Грязь забила крылья, тормоза вылезла через раму, повисла как уши у слона с обеих сторон колес, я и не знал, что вел можно так засрать. Но я еще мог катить его по траве, а сам буксовал рядом. Но потом и этот номер не прошел. Грязь утромбовалась так плотно, что палкой не сковырнешь. Но я продолжал его тащить уже волоком, пока не выдохся. Бросил на обочине и прошелся немного вперед, картина дальше ничуточки не изменилась. Тут я наконец сообразил, что эти 20 км, со скоростью 800 м\ч пройду за два дня с тремя ночевками и в любом случае в Льгов не приеду. Так что, то ли я промахнулся, то ли этот шлях банальная грунтовка, по рельефу, я вроде попал куда надо, а так в непонятках, съезжу еще раз разберусь.
Повернул обратно и потащил вел назад, открыв еще одно назначение рогов, за них оказывается удобнее всего тащить транспорт из грязи. Еле вылез, отдышался не сразу. Долго ковырялся, очищая колеса, что бы они хотя бы крутиться могли. Банальное описание, а ведь от полной жопы меня отделяло совсем немного.
Весь в грязи как свинья в навозе, спустя два часа снова попал на чистенький асфальт, и уже не с таким залихвастким видом покатил по деревне, разбрасывая во все стороны комья грязи. Еще когда я засел, на меня сверху капнуло, я подумал с веток. Но в Макаровке капнуло снова, и я едва успел надеть куртку, как влил дождь. Короткий, но промочил насквозь, а я веселился, прикидывая, как бы выбирался теперь. Пришлось штурмовать горку, по которой так весело слетел совсем недавно и думать не думал, что увижу ее вновь. Выглянуло солнце, снял куртку. А когда спустился к указателю и оглянулся назад, увидел черную завесь дождя над холмом с которого съехал, и рванул к мосту, но не успел. Перед мостом снова пошел дождь. За мостом пост ГАИ. Доехал до трассы на Льгов, как раз напротив ж.д. станции Лукашевка. Отстоялся на остановке и поехал дальше, мокрый, замерзший. До Льгова еще два раза вымок. Что характерно, небо на горизонте было, чуть ли не голубым, а по трассе хлестал ливень.
В районе Сугрова цветущие сады, один из них на обрыве, запаха правда не слышно, но смотрится красиво. Во Льгов приехал часов в шесть, совсем убитый. Бутылка пива во время ожидания немного скрасила угрюмость неба, а бойкая бабулька, пригласила поужинать и рассказала о трудной жизни. Ужинать отказался, беседу поддерживал кивками.
Радость встречи. Александр и Сергей наконец то прибыли. Короткие сборы. Выезд в 19-40. На Суджу по прямой от вокзала, если ехать из Курска, есть указатель. Дорога хорошая, то спуск, то подъем, но не злой. Тихо, ветра нет. Солнце, но, к сожалению, оно садится. И в Черемошках и в Кромских Быках есть магазины. Сергей, еще во Льгове сомневающийся брать или не брать, в магазине купил пива. Ну, надо же, всего пара десятков километров и уже такая мудрость, не даром, все восточные мудрецы, путешествовали (и пили).
За Быками по карте лес. К 21-15 добрались до него. В право грунтовка, снова грязь, замотанная на колеса по уши. Но лес по оврагу! Пришлось пройти метров сто, я свой вел снова тащил за рога. Нашли место под деревьями. Не такое уж плохое. Много дров, сырых, но таблетка сухого горючего спасла положение. Когда стемнело палатка стояла, костер горел, велы укрыты. До 12 праздновали встречу.
11 мая Ночь прошла хорошо. В 5-30 начал шуршать и поднимать народ. Мышцы и кости ныли. Болело все, кроме задницы. Еще вчера, до Сорокина щелкало колено и, похоже, готово было защелкать снова.
Пока завтракали, туман затянул поле. Противоположная посадка исчезла как мираж. На дорогу вышли в 7-00. До Суджи еле доковыляли. Дорога как качели, вверх вниз, и снова вверх. На последнем холме туман немного приподнялся и мы увидели город. Въезжали уже по солнышку. И попали на дорогу к таможне и Коренево, в Заолешне, у первого (от Курска) магазине, почти у церкви. Повернули налево, доехали до указателя – на монастырь. Говорят там икона Пресвятой Богородицы Пряжевской., чтимая чуть ли не как владимирская или казанская. Остановились у магазина. Здесь оказалось, все что хотели. Я купил йогурта и уничтожил его на месте. Здесь нас приняли за прибалтов. Странно.
До Горналя 25 км. Дорога спокойная. Идет по лесополосе. Перед поворотом налево отходит дорога, идущая вдоль границы, а чуть дальше ворота, нарисованные российский и украинский флаги, а забора нет. Картинка как из «Волшебника изумрудного города», шиза полная. Дальше дорога по полю.
Увидели Гуево, бывшее имение Долгоруких. Теперь там спиртзавод, хорошо виден с дороги. Перед деревней развилка. На ней шикарная стела с надписью – пионерлагерь. В деревню ведет спуск. Есть магазин, после 18 часов он же закусочная. Мы проехали через деревню и стали подниматься в гору. Справа миновали отстойник. Когда кончился лес по левую руку, дороги до деревни остался с километр. С дороги виден монастырь, перед деревней шлагбаум, армейский грузовик и 5 погранцов. Такого дубья я давненько не встречал.
Видно было, что ребята жутко скучают. Перекрасить их в черный цвет, и получился бы отчет из какой-нибудь угандийской деревушки. Четверо из них подошли поближе, окружили блин. Один из них представился неразборчиво, как в чайник пробулькал, в другой раз заставлю повторить и запишу фамилию. Попросил документы, ну пока нормально, пограничная зона как никак. Показали документы. Он спросил, куда и зачем, знал слово «дневка», мы объяснили, что хотим побывать в монастыре и приехали на пару часов. Поинтересовался оружием и наркотиками, видимо не хватает, или к ним все время с этим делом заезжают. Стали обыскивать. Странный обыск.
«Это что?» «Спальник» «Снимите».
Ну пришлось разматывать, снимать. Он у меня в 2х полиэтиленовых мешках покоится(тяжелое наследие Путивля). Этот тип посмотрел на мешок в пакетах и говорит «Заматывай» , и ткнул в пенку, тоже в полиэтилене, диалог повторился. Действия те же. Потом вынул из рюкзака пакеты с кухней, вещами, все не прозрачно, поставил на асфальт, дождался кивка, снова запаковался. Это конечно дурдом и имитация работы, но пока все нормально, ребята в своем праве.
А дальше цирк продолжился. У Сергея, географа по образованию, обнаружилась километровка, скачанная из Интернета. Этот дуболом так удивился. Говорит, что как у них, с теми же отметками. Откуда? Может мы шпиены?
Ага, парагвайские. Начал угрожать, что за такую карту, могут сильно нас наказать, звонить куда-то собрался. Н-да. Эта карта лежит на сайте института Беркли США, их же спутники все уже сфотографировали. Но карты для своих граждан по-прежнему великая тайна.
Мы попытались объяснить, но слово «Интернет» вогнало его в ступор. Говорим, что по покупной карте, ходить не возможно, так как она не соответствует действительности, он это тут же подтвердил. При этом карта была извлечена на свет, и заинтересовала их гораздо больше, чем их собственная генштабовская. Они собрались в кружок, стали разглядывать условные обозначения. Увидели отметку с числом людей у какой то деревни. Докопались, зачем это тут, где не там. Сергей отвечает, что он, мол, географ, нужно по работе, на что последовал вопрос, а где доказательства, что он географ?
Потом разрешили ставить на собственной карте, свои отметки, и для личного пользования. Эта фраза вызвала сомнения в их умственных способностях. Он что на принтере распечатывает, и везет за 200 км, в рюкзаке, братьям хохлам ее продавать? Хрень полная. Но самое прикольное, что они вернули нам эту карту, за которую пару минут назад готовы были обвинить нас в особо тяжком преступлении.
А дальше этот тип начал нам на полном серьезе объяснять, что мы должны поехать в Курск на Республиканскую (дом забыл) и взять пропуск. Потом что-то вспомнил и решил послать нас поближе, в Суджу. Тоже подробно рассказал, что возле вокзала, повернуть туда то и сюда то, взять пропуск и вернуться к ним. Всего то 50 км. Фигня вопрос. Счас слетаем.
В конечном счете, нас завернули. Начали угражать штрафами, ссылаясь на свои внутренние приказы, еще спрашивали, знакомы ли мы с ними, потом решили, что мы не знакомы и просто послали.
Все получилось не очень приятно. Лишний раз нам, русским людям, какие то бумажки не дают ходить по нашей же земле. Вот и любите Родину, мать вашу, и не требуйте ответной любви.
Интересно, они действительно думали, что мы поедем в Суджу за пропусками? Судя по не слишком одухотворенным лицам, это вариант.
Но недаром, наши предки в этих местах столетиями партизанили. Мы добрались до леса, переваривая такой поворот событий, и свернули на дорогу вдоль опушки. Доехали до ее конца, здесь дорога вошла в лес, превратившись в хорошо набитую тропу, идущую резко вниз, позже вдоль склона живописного оврага. Тропа выходит на хорошую дорогу вдоль Псла, она есть на карте. Комаров в этом лесу видимо невидимо. Вторая линия обороны. Мы повернули к Горналю и через какое то время выехали на большую хорошую поляну, со столом и лавочками. На другом конце поляны, дорога продолжается тропою, даже груженый я прошел медленно, но без проблем, пара поваленных деревьев не в счет. Наконец выбрались еще на одну поляну, под городищем, почти застав байдарку. Кстати, по реке никаких погранцов. Поднявшись на холм, поняли, что не зря сюда добирались, место действительно одно из самых красивых в Черноземье. Видно на десятки километров вокруг, эх, еще бы бинокль.
Долго бродили, фотографировали. На верху спугнули двух куропаток. Наконец поев, собрались возвращаться, я предлагал ехать вдоль берега до Гуево, что бы посмотреть, где она начинается. Но время поджимало, а дорога не быстрая и грязноватая. Ломанулись прямо на верх, по более пологому склону и кромке леса. Груженому, работенка, еще та. Но после вчерашнего грязекупания, она мне не показалась такой уж неподъемной. Сверху увидели все городище и горизонт, еще расширился.
Путь продолжили по лугу вдоль электрических столбов, без проводов. Это хороший ориентир. Столбы проходят в просвет между двух лесополос, на неширокое, заросшее короткой травой поле, отделяющее дорогу от лесополосы, по столбам мы и выбрались к асфальту. Столбы же заканчиваются посреди поля, трехножным столбищем. Вышли мы недалеко от того же леска, но дорога заняла во много раз меньше времени. Когда увидели дорогу, по ней проехали пограничники, было около двух часов. Мы не видели, остался ли кто нибудь у шлагбаума, но спрашивается, чего вы там делали.
Возвращались через Гуево. У стеллы «пионерлагерь» свернули. На генштабовской, не говоря уже о покупной карте, дорога сквозная до д. Куриловка. Она много короче, и мы надеялись немного наверстать время.
Скатившись по шикарному пригорку, уперлись в обещанный пионерлагерь. Дверь была открыта и трудившийся там рабочий, без лишних разговоров, указал дорогу, в противоположном углу лагеря. Летом, когда лагерь работает, думаю, с проходом могут быть проблемы.
За воротами мы оказались на полузаросшей, идущей под уклон, дороге, которой давно не пользуются и въехали в широкую долину. Как всегда самые красивые места в стороне от автострад. По долине идет уже нормальная грунтовка, вдоль реки она оказалась продырявлена во многих местах скотиной, отчего продвижение было немного затруднено. Характер дороги по Куриловке ничуть не изменился, да еще появилась колея. Деревня, конечно, всем деревням деревня, но на многих домах и сараях, черепичные крыши, явно появившиеся там не в последнее десятилетие. А ближе к противоположной околице появился новенький асфальт, метров на 50 уделанный, подсыхающей грязью.
Сильно обрадовавшись, рванули по нему, но вдруг наш Сусанин, роль которого выполнял Сергей, тормознул и вместо шикарнейшего местного автобана ткнул куда то в поля и сказал, что нам, судя по карте туда. На выезде, где к асфальту справа примыкала бетонка, удалось взять грамотного языка, велосипедной сущности, который подробно объяснил, как нам проехать в Суджу, на Подол. Но как оказалось, каждый из нас, усвоил лишь крохи информации, причем довольно разноречивой. Поэтому поехали мы в Суджу, видимо своим путем. То есть выбрались на дорогу, вдоль которой идут столбы, поднялись на холм, спустились, и вдоль склона холма доехали до города. В одном месте был поворот, видимо на Подол, но мы не рискнули залезть в болото.
Въехали в Суджу, на мосту, повернули направо, оставив слева еще один мост. По улице Некрасова попали на главную площадь. Потом зачем то свернули в Замостье, но все равно на вокзал приехали за 40 минут до электрички, она где то в 17-20.
Электричка оказалась настолько цивильная, что сначала постеснялись залезть в нее со своими грязными велосипедами. В электричке присутствовала громкогласая кондукторша, которая хотела денег, но после долгой беседы с угрозами и умасливанием от своего намерения отказалась. Только сидя в электричке я понял как упахался.
Во Льгове узнали должны ли мы платить за велы. Оказалось, должны, если он не разобран, но на него обязаны выдать квитанцию, а не билет. На 100 км – 33 рубля. Но даже в кассе ее нам не дали. Поезд вечером в воскресенье оказался забит под завязку. Мы еле поместились в нерабочем тамбуре, еще бы немного и вообще места не нашли.
Кондукторша оказалась более прагматичной, слупила с нас полтинник и перестала в упор видеть, а в Курске даже открыла дверь в тамбуре, что бы мне было удобней.
В Курске последние пару километров проехал уже в темноте, по лужам. Но хорошо же все таки дома.