К истокам р. Ока.
Маршрут: Курск-Поныри-Александровка (исток)- Ольховатка-Тешювские высоты (275м)-Свобода-Курск. Проехал 192 км.
Подъем 5 утра, выезд 5-50. Что я все это время делал, понятия не имею. Пасмурно. Откуда то облака понатянуло, ночь же была звездной и безоблачной. Дорога через Свободу до Золотухино прямая и гладкая. В Золотухино попал в 8-00. Причем здоровый серый куб который там торчит, мельтешил перед глазами задолго до и после города. 4-5 км севернее (по карте не понять какая это деревня) стоит прикольная церквушка, от нее дорога резко свернула на лево и тут началось. Ветер встречный и не слабый. Солнце светило теперь прямо в спину, и я ехал, разглядывая собственную тень. Полы куртки на ветру, трепыхались как крылья, и все это выглядело как гигантская летучая мышь, а тормозные и переключательные тросики торчали из меня как обрывки ребер. Жуть. Попробовал догнать свою тень, но ехал видимо слишком медленно. Поупирался для вида, потом дорогу немного подправили. Солнце исчезло, а ветер нет.
Машин очень мало. Какие есть, едут не более 60. Как- то очень лениво и задумчиво, типа: «за каким лешим нас сюда занесло?»
Перед Понырями стоит Т-34 в веселенькой зеленой раскраске. Добрался сюда около 10. В Понырях капнул дождик. Но напугать не успел. По городу проехал по главной дороге до автовокзала. Прямая дорога перегорожена шлагбаумом, свернул налево. Далее на развилке оставил школу искусств справа, доехал до пожарки и повернул вправо. Выехал на хорошую дорогу которая видимо ведет к переезду севернее города и далее на Малоархангельск. Имело смысл ехать по ней пока она не повернет на восток и свернуть на запад, на карте орловской области эта дорога указана, на курской нет.
Но я взял языка и он указал мне дорогу. Я спрашивал деревню 1-е Поныри. Ее я и получил. Скатился под горочку и как это у нас традиционно принято, перед деревней асфальт кончился. По грунтовке взял вправо, открылась дамба и прудик. Переехал на другую сторону, чуть в гору и выехал за деревню. Здесь дорога «раздвояеца». Поехал по азимуту. Сначала на север, на первом же повороте на запад, потом снова на север, слегка в горочку, потом спуск, и снова в гору, пока не уткнулся в двухполосное грунтовое шоссе идущее прямо ( судя по посадке) от деревни на востоке в нужном мне направлении на запад. Стало понятно, где нахожусь. Перекресток на высоте 247 и лесок за ним не стали открытием. Хотя за ним я зачем -то свернул вправо, взобрался повыше и увидел за полем деревню. Это могло быть или Никольское или Очки. Сверху все время капает.
Вернулся на дорогу, проехал еще немного. Александровка деревня всем деревням деревня ( в хорошем смысле этого слова). Никогда такого не видел. Еду вдоль посадки и вдруг в ней мелькает крыша, какой то беседки или навеса, пока я думал что это, может пасека или стан полевой, мелькнула вторая крыша, но похожая на крышу дома, а потом третья. Так не моргнув глазом оказалось я уже еду по деревенской улице. Во что с трудом верилось. Тут в посадке появился разрыв и я свернул вправо. Вот это уже было похоже на деревню, но страшно подумать как здесь все выглядит зимой. Тут же стоит магазин, но такой заброшенный, что если бы не блестящий вел у порога, я бы побоялся туда войти. В магазине спросил что за деревня и где истоки Оки. Очень мило пообщался. Оказалось нужно проехать немного далее, рассекая деревню пополам и выехать на асфальт. Там стоит памятный знак – здоровый синий столб, мимо не проскочишь. Далее по асфальтовой тропке к истоку. Здесь даже план висит, где чего. Перед входом резные деревянные ворота, охраняемые резными же воителями и сказочными персонажами. За воротами дощатая часовня и около нее, маленький, грязноватый, заросший ряской пруд, выложенный плитами. Из трубы, сначала в резные ладони а потом в пруд льется вода. Рядом с прудиком лавочки и снова резные фигуры, даже сестрица Аленушка, пришедшая ответить за козла Иванушку. Ока утекает отсюда гнутым зеленым болотцем. Все очень мило и красиво. Пейзажи вокруг тоже вдохновляют. А когда вышло солнце все стало просто замечательно. Усталости не чувствовалось, перекусил. Подъехали двое за водой. Поговорили, спросил дорогу. Отдыхал минут 20. В 12 тронулся в обратный путь. Если это можно так назвать. Планы у меня еще были, но противоречивые. Поэтому как случилось, так случилось.
По асфальту поехал на запад до д. Степная. Сразу за прудиком, повернул влево, проехал мимо фермы, оставив ее справа и через поле попал в д. Дружовец. Проехал по улице, трава растет даже в колее, заборов никаких, разве что штакетник, перед околицей дорога скошена, видимо до этого ездили прямо в траве. Немного потрясенный, доехал до д. Снавы и здесь совершил ошибку. Если я хотел ехать на д.Курган надо было держаться правого берега невидимой речушки, с тем что бы при возможности уйти на запад. Я же по накатанной дороге перескочил на левый берег. Здесь, как ни старался привязаться к месту, не получалось. Карта нагло врала. Но дорога вела на юг и в худшем случае я выскочу на асфальт в районе 2-х Понырей. Так оно и случилось. Дорога швах, как гладильная доска. От тряски заболела голова, ничего не весящий шлем начал раздражать. Поэтому асфальт порадовал. Выехал туда, где указывала карта. Прямо, в соседней деревне виден громадный шикарный храм в окружении маленьких глинобитных домиков.
В деревне случился спуск и подъем, перешедший в затяжной из-за встречного ветра. Снова начало периодически капать. По дороге видел прикольный памятник в честь 30-летия Курской битвы. На бетонной плите, барельефный танк, сделанный из пластинок металла, из него торчит звезда, лучами выходящая за пределы брони и выглядит это все как будто внутри взорвался боезапас и танк вывернуло наизнанку. К тому же что то случилось с дулом и оно выгнулось как ползущая змея. Повеселился от души. Перед Ольховаткой курган в честь погибших гвардейцев, рядом горит поле, полный антураж 43 года, только не взрывается ничего. Снова спуск и подъем. За деревней указатель на братскую могилу. Остановился, сверился с картой. Вокруг по небу ползли тучи, где то в Понырях уже шел дождь, но у меня светло, дожил, начал радоваться встречному ветру, который относит черную тучу.
Итак, первый поворот налево. Это оказалась заросшая индейская тропа. Въезд указан остатками железобетонных столбиков, но самой дорогой не пользуются. Высоты видны с дороги. Дорога вела прямо к ним, по полю, как вдруг нырнула вниз в невидимый до этого овражек, в котором можно было фуру упрятать. Угол подъема не велик. И это единственное место которое я видел не засаженное хлебами. Видимо специально. Добравшись до здоровой железной бочки, дорога сворачивает вправо, как бы серпантиня, и саму вершину обходит. На верху все перерыто и растет несколько деревьев. Это самое высокое место Курской области, а во время войны вокруг высоты была бойня. Когда стоишь здесь понятно почему, видимость на десятки километров вокруг. На обратной стороне дорога идет вдоль поля, перед самым окончанием превращается просто в его край и выходит на перпендикулярную дорогу вдоль которой натыканы электрические столбы. Здесь стоит полуповаленный указатель на д.Теплое где стоит памятник. И это не просто фанерка или жестянка с намалеванными масляной краской буквами, а солидное сооружение. Я огляделся кругом, все дороги заросшие как черт знает что, вокруг только засаженные хлебами поля на сколько глаз хватает, кому этот указатель по среди поля здесь нужен?
Дальнейшая дорога на юг обнаружилась там где было указано картой, чуть западнее, здесь трава другого цвета. И это уже не индейская тропа, а звериная. То и дело вспархивают куропатки, часто прямо с дороги. Когда дорога превратилась в нормальную полевую, влил дождь. И понятно, почему он не лил раньше, заманивал. Теперь же я стоял посреди полей и смыться было некуда. Хорошо еще дороги не были укатаны. По обочине или по середине росла трава, а там где пару недель я сел бы на мертво, по краю поля уборочные машины проделали по полю дорогу.
В общем быстренько превратившись в пособие по маскировке, заляпав грязью вел и себя любимого, я все же ехал, да еще скорости прибавил, отчего развинтился держатель поилки. До развилки ведущей на высоту 258 и 255 сориентироваться было не возможно. На развилке, которая в отличии от карты напоминала Т-образный перекресток, свернул налево, на восток, надеясь, что я нахожусь там где думаю, дорога не стала лучше, но через пол часа дождь кончился и дорога моментально начала подсыхать. На эти поля я нагляделся надолго, соскучился по людям.
И вдруг выскочил в деревню, Сороковые дворы, проехал ее, повстречав первого противника велосипедистов за день – сука какая- то облаяла и долго бежала пока я на нее не цыкнул. За деревней, оказалось, пришлось еще ехать и ехать, к посадкам впереди, как и думал, там шла дорога Фатеж – Свобода. Эта узенькая полосочка асфальта очень порадовала. Было около17 часов, до дома 45 км. По пути два спуска, два подъема. В Свободе перекусил. Дома 19-20. Еще 2 раза попал под мелкий и недолгий дождик, который только освежил.
26.04.09
Маршрут: Курск-В.Любаж-Поныри-Курск (174 км)
С опазданием на несколько дней все таки выкатился. По трассе на Москву. Выехал пораньше, (5-30) поэтому основной поток машин обагнал, хотя после семи, "понаехало" тут. Дорога вся в ремонте, колеях и трещинах, был бы на шоссере, словарь Даля увеличелся бы в разы, а так только мати и мать.
За В.Любажом повернул на право на Поныри, указатель на него на противоположной стороне дороги. Дорога не такая уж и сонная. В начале хороший асфальт, потом плохой. У поворота на Игишево, в оградке стоит стелла и памятник-пушка с задранным хоботом и далее танк с № 100. Он виден от поворота на высоту, как я в пошлом году промахнулся, не понятно, видимо смотрел все время вверх и в сторону.
В Понырях 1, свернул к церкви, оказалось святой троицы. Ну а дальше знакомым маршрутом домой.