Классный час посвященный 68 –й годовщине освобождения Курска от немецко-фашистских захватчиков. 9 класс
«Курск - город воинской славы»
Цели: восстановить хронологию военных событий, связанных с захватом и оккупацией Курской области; познакомить с героями-курянами, памятными местами в городе; воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию.
Оборудование: листы с хронологией дат, фамилии героев-курян и освободителей Курска, фотографии зданий и памятников нашего города, фонограмма, магнитофон.
План: 1.Музыкально-поэтический монтаж. 2.Коллективное составление «ленты времени». 3.Заочное путешествие по улицам Курска а). здания, пережившие войну; б). имена героев в названии улиц; в). памятники павшим в годы Великой Отечественной войны. 4. Минута молчания.
Ход занятия: 1.(звучит тихо музыка) 1уч.: Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. На пороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат. До свидания, мальчики, мальчики, Постарайтесь вернуться назад. (музыка усиливается, выходят 4 мальчика в солдатских пилотках) 2уч.: Мы по дорогам пыльным с боем шли. От бомб земля дрожала, как живая. Мы каждый метр своей родной земли Отстаивали, кровью поливая. 3уч.: Когда от бомб, казалось, мир оглох, И друг мой пал из нашей роты первым, Я знал: нужны не слёзы и не вздох, А мой свинец, мой шаг вперёд и нервы. 4уч.: Мне смерть страшна, но в битвах не робел, В атаку шёл – других не гнулся ниже. Шёл смело в бой не потому, что смел, А потому, что трусость ненавижу. 5уч.: Свинцовая метелица мела, Рвались снаряды, мины завывали. И песня нашей спутницей была В бою. В походе. На ночном привале. (исполняется песня «Эх, дороги»…) 2. Учитель: Тема нашего классного часа записана на доске. О чём пойдёт речь? А где бывают страницы? - К концу занятия мы составим книгу, книгу о войне и Курске. - Среди разбросанных страниц найдите ту, которая соответствует началу Великой Отечественной войны (22июня1941года) - Кто развязал эту страшную войну?
- Какая следующая дата из предложенных идёт по хронологии?(29августа1941года) - Это день, когда впервые произошла бомбардировка города Курска. В этот день уже были первые погибшие в нашем городе.
- Какая страница следует дальше?(август-сентябрь1941года) - В течение этого времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети. Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды?(они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов , ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).
- Какой месяц будет в продолжении нашей « ленты времени»? (октябрь1941года) - Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до Курска.
- Рассмотрите оставшиеся листки и догадайтесь, в какие дни шла оборона нашего города.(1-2ноября1941года) - Враги двигались с северной стороны(где сейчас п. Щетинка).Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады. Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса. И к вечеру 2ноября город был полностью в руках захватчиков.
- Какой самый длинный временной отрезок представлен на доске? (с3ноября1941года по 7февраля1943года) - Это самая страшная и горькая страница в нашей книге – время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты. Посчитайте, сколько месяцев длилась оккупация? (15месяцев) - Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор. За это время было расстреляно 13 тысяч мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи женщин и подростков. Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк,96%школ. Даже землю нашу – курский чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам. Так поступили фашисты с отцом и сыном Крохиными (фотография).
Это страшное время длилось 15 месяцев. Какая дата стала переломной в истории оккупации нашего города? (8февраля1943года). Как вы думаете, что это за дата? - Сегодня тоже 8февраля. Посчитайте, сколько лет назад это было? (63года). - В ночь на 7февраля1943года командующий 60 армии генерал-майор И.Д.Черняховский отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием С.Н. Перекальского. Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник , командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен.Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!»С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище, где ему установлен памятник. Раньше и наша школа в течение нескольких десятков лет носила звание героя, на2этаже был его музей. К вечеру 8февраля город Курск был полностью очищен от фашистов.
(ученик): Стоял мой Курск в огне, разрушен, И облака были черны. Но он не сломлен, не задушен Рукой безжалостной войны. Дома смотрели на расстрелы, Дрожали, плача от беды. Кричали вихри и метели, И тихо пели соловьи. Но жизнь вернулась в город славный, Измученный, но не пустой… Теперь я знаю – самый главный Был подвиг стойкости людской. А.Волщукова
3.А). Учитель: - Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Так, в самый первый день захвата города у стен мединститута было расстреляно 25 человек, у хлебозавода 5. Здания, которые пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать. Здание Филармонии (фото) в 1941году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943года на его балконе выступал командир 60 армии, освобождавшей Курск. Назовите его имя.(Черняховский) Краеведческий музей внешне не пострадал, но был разграблен. Его экспонаты вывезены в Германию.(фото) Кинотеатр им. Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров – были очевидцами тех событий. Но они молчат. - Рядом с Сергиево – Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23, который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась. Что вы знаете о Екатерине Зеленко?
Б). (сообщение ученика) Екатерина Зеленко была лётчицей. Она единственная женщина-лётчица, которая совершила воздушный таран. Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя Советского Союза.
- Ребята, посмотрите на этот список. Все они – Герои Советского Союза. Видите ли знакомые фамилии? Где вы их встречали? (в названии улиц). - В этом списке только двое никогда не жили в Курске. Кто это? (Перекальский и Черняховский) Почему же их имена живут в нашем городе? - Остальные герои родились и жили в Курске. Чем они заслужили высшую награду страны?
(сообщения учеников об А.Е.Боровых, Н.Ф.Ватутине ,И.Е.Сонине, Н.Г.Пигореве)
В).- Не только названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и памятники. Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так называются?.. - В нашем городе много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной войне? - Самый большой – Мемориальный комплекс (фото) памяти павших в 1941-1943гг.Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу с вечным огнём. - На Красной площади находится стела «Героям-курянам», где записаны имена всех наших земляков, награждённых самой высшей наградой страны – звездой Героя.(фото) - Небольшой памятный знак находится недалеко от нашей школы. Он посвящён Кате Зеленко, которую скульптор запечатлел в обломках разбитого самолёта.(фото)
4. – Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город, почтить минутой молчания…(зажигаются свечи…)
(ученик): Грудной свой возраст помним мы едва ли, У Сейма мы живём на берегу. Мы здесь росли, отцы здесь воевали И разогнули Курскую дугу. Друзья! Давайте утверждать заранее: В любое время и в любом году – У всей планеты славные куряне Всегда и всюду будут на виду. М. Светлов - На этом наш классный час подошёл к концу. Проходя по улицам нашего города, иногда вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его.
Список литературы:
1.Левченко В.В., Грива В.А.Встреча с Курском. Курск:2004г.
2.Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1975г.
3.Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия (нач.шк.).-М.:ВАКО.2004г.
4.История и современность Курского края./Под ред.Б.Н.Королёва.Курск.1998г . 5.Курск.Фотоальбом./Сост.Гуданова В.А.-М.:1992г.
6.Курская область. Экономико-географический очерк.Центрально-Чернозёмное изд.:Воронеж.!965г.
|
|
|
|