Урок по химии для учащихся 9-го класса "Характерные свойства металлов" Цели урока: Обучающие: формирование представлений учащихся о зависимости физических свойств металлов от типа кристаллической решетки и особенности строения атомов. Развивающие: Развивать умение; анализировать информацию; сравнивать, делать выводы; пользоваться справочным материалом; логико–смыслового мышления учащихся самостоятельную деятельность на уроке. Воспитывающие: воспитать культуру умственного труда, убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества. Метод обучения: проблемный. Тип урока: интегрированный (химия + физика). Организационные формы: побуждающий и подводящий диалог, самостоятельная исследовательская работа, практическая работа. Средства обучения: таблицы, химическое и физическое оборудование, периодическая система Менделеева, компьютер. Демонстрационное оборудование: демонстрационный штатив, алюминиевой и стальной проволоки, спички, пластилин, спиртовка, источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, нихромовая проволока, металлические колокола, компьютер. Оборудование на столах учащихся: 2 стеклянные пластины, пипетка, вода в стакане, фольга, железный гвоздь, спиртовка, образцы металлов, зеркало, елочные игрушки. Ход урока I. Организационный момент – У каждого из вас на столах стеклянные пластины и образцы металлов. Будьте осторожны с этими телами, так как неосторожное обращение с ними может привести к негативным последствиям. Приветствуют учителя II. Мотивация. Актуализация знаний (яркое пятно) (постановка проблемы) (повторение изученного материала в 8-м классе) Х.: Сегодняшний урок мы начнем с небольшой игры-загадки “Маска, я тебя знаю”. – Вот вы и отгадали. Эти вещества – медь, железо, алюминий, которые можно назвать одним общим словом, каким? – Давайте заглянем в мир металлов глазами химии и физики, и подумаем, что означает слово металл? Каков его смысл?– У вас на столах имеются образцы металлов. Рассмотрите их внимательно и сравните друг с другом. –Что вас удивило? Что интересного заметили? – Какие, ребята, у вас возникают вопросы? – Значит, какая тема урока? – Но так как сегодня мы будем изучать металлы глазами химии и физики, то и тема нашего урока “Общие свойства металлов”. – Вспомним о строении атомов металлов, как химических элементов (приглашают троих учеников к доске). (Фронтальный опрос) – Ответьте на следующие вопросы: Где расположены элементы– металлы? Сколько всего металлов в периодической системе Менделеева? Каковы особенности строения атомов металлов? – Теперь послушаем ответы, характеризующие строение атомов в некоторых металлах. Выходят старшеклассники в масках и рассказывают об особенностях металлов (медь, железо, алюминий). Металлы. – Слово металл может означать химический элемент и простое вещество Рассматривают образцы металлов. – Они отличаются друг от друга свойствами: цветом, блеском, твердостью. – Почему металлы разные по свойствам? – Чем объяснить эти свойства? – В чем причина физических свойств металлов? – Какие еще свойства характерны для металлов? – “Свойства металлов”. Записывают в тетради тему урока. Выходят учащиеся к доске и выполняют задание на карточках: “Составьте электронные формулы атомов натрия, магния, алюминия”. Устные ответы учащихся. Ответы учащихся у доски. III. Изучение нового материала. – Атомы – металлы образуют простые вещества, соединяясь посредством химической связи. Какой? – Что такое металлическая связь? – Веществам с металлической связью присущи металлические кристаллические решетки. – Какое они имеют строение? – Показывает на компьютере – Итак, химические элементы образуют простые вещества – металлы посредством металлической химической связи. Наиболее распространены три вида кристаллических решеток: кубическая объемно– центрированная, кубическая гранецентрированная, гексагональная. Ф.: Великий русский ученый М.В. Ломоносов так говорил о металлах: “Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно” – О каких физических свойствах металлов здесь идет речь? Записывает на доске: Твердость Непрозрачность Пластичность Температура плавления – Начнем с первого свойства. Все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Однако это свойство различно у каждого металла. Определим экспериментально твердость некоторых образцов металлов. (Показывает опыт: ножницами разрезает свинец и медь; показывает демонстрационный эксперимент по определению твердости с помощью гидравлического пресса.) – Что вас удивило? – Какой отсюда вытекает вывод? – Показывает на компьютере – Переходим ко второму свойству – непрозрачность. У вас на столах имеются зеркала и елочные игрушки. Почему они непрозрачны как стекло? – Это слой серебра, который создает этот блеск. А серебро металл, следовательно, блеск какой? – Поэтому непрозрачность, упомянутую в словах Ломоносова, выразим как свойство – металлический блеск. В чем кроется причина металлического блеска? Оказывается, это свойство объясняется металлической связью. Электроны, заполняющие межатомное пространство в кристаллической решетке отражают световые лучи, а не пропускают, как стекло, поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск, причем большинство металлов в равной степени рассеивают все лучи видимой части спектра, поэтому они имеют серебристо белый или серый цвет. Есть ли металлы с другим оттенком? – Золото и медь в большей степени поглощают короткие волны (близкие к фиолетовому цвету) и отражают длинные волны светового спектра и поэтому имеют желтый и медный цвета. – Обратимся к вашему конспекту: запишем причины металлического блеска.
Х.: – Характерным свойством металлов является ковкость, то есть, способность к пластическим деформациям. Под пластическими деформациями металлического кристалла следует понимать изменение его внешней формы под воздействием механических факторов, не приводящих к разрыву связей, а вызывающих только смещение слоев атомов. Если кристалл ковкого металла подвергается давлению в определенном направлении, то атомы в нем могут перемещаться параллельно одной из атомных плоскостей. Это явление называется скольжением. – Для того, чтобы понять это явление, проведем простой эксперимент. Две стеклянные пластинки накладываем друг на друга. – Их легко разъединить? – А теперь нанесите несколько капель воды на одну пластинку и накройте ее другой. Попробуйте их разъединить. – Что вы заметили? – Какова роль воды? Оказывается прослойка воды – это модель “электронного газа”, то есть свободных электронов, связывающих любые конфигурации атомов металлов. В качестве подтверждения пластичности металлов у нас есть интересные сведения. По этому свойству работала инициативная группа во главе с Балицкой Ольгой. – Обратимся к вашему конспекту и сделаем вывод. – Важные свойства металлов – их температура плавления. Проведем эксперимент. – Что вы заметили? – Почему? – Значит, у каждого металла есть своя температура плавления, которая изменяется в очень широких пределах: от – 39 оС у ртути до 3410 оС у вольфрама. То есть металлы бывают (пишет на доске) легкоплавкие и тугоплавкие. Где применимы эти металлы? – Чтобы понять различие в температурах плавления у разных металлов обратимся к таблице № 1 и на примере щелочных металлов проследим зависимость температуры плавления от размеров атомов. Сделаем вывод. – В конспекте делаем следующую запись. – Вот мы с вами рассмотрели те свойства, о которых говорил М.В. Ломоносов. Все ли физические свойства металлов отображены в этом высказывании? – Может, вам известны еще какие–то свойства металлов? – Теперь посмотрим, действительно ли металлы обладают этими свойствами. (Демонстрируем эксперимент по теплопроводности). – Что наблюдаем в процессе нагревания? – От какого металла спички отпадают быстрее? – Какой возникает вопрос? – Действительно, теплопроводность – результат высокой подвижности свободных электронов, которые сталкиваясь с колеблющимися ионами и атомами, обмениваются с ними энергией, поэтому происходит быстрее выравнивание температуры по всему куску металла, в данном случае, алюминия. –Записываем в тетрадь следующее свойство – теплопроводность. Ф.: Электропроводность вам уже известна. – Какие из металлов самые электропроводные? – Демонстрируем опыт. Возникший в проводнике электрический ток объясняется тем, что св. электроны в металле под воздействием приложенного электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток. Что же произойдет, если проводник нагреть? Демонстрирует нагревание проводника. – К чему это приводит? – Что произошло с сопротивлением? – Нагревание металлов приводит к росту электрического сопротивления и уменьшению силы тока. Это обусловлено тем, что с увеличением температуры, увеличивается амплитуда колебания ионов и атомов, находящихся в узлах кристаллической решетки. Это затрудняет перемещение электронов, электрическая проводимость металлов падает, а при низкой температуре наоборот, колебательное движение уменьшается, и электрическая проводимость возрастает. Итак, добавляется новая запись в наших тетрадях. – Так как все металлы проводят электрический ток, нужно помнить о том, что оголенные провода могут вызвать электрошок и более худшие последствия. – Все металлы делят на легкие и тяжелые. Мерой этого является физическая величина – плотность, поэтому физическому свойству работала инициативная группа во главе Патрушевой Мариной. – Какой возникает вопрос? – Давайте запишем это свойство. – Посредством металлической связи. Объясняют эту связь. Устный ответ. – Твердое, непрозрачное, ковкое, пластичное, плавится. – Медь более твердый металл. – Металлы бывают мягкие и твердые. – Они покрыты краской. – Металлический. – Золото, медь. – Записывают в тетради: “Металлический блеск – результат отражения световых лучей электронами, заполняющими межатомное пространство кристаллической решетки”. Проводят эксперимент. – Пластины легко скользят одна относительно другой, но с трудом отрываются друг от друга. Вода соединяет пластины. – Записывают в тетради: “Ковкость и пластичность – результат “скольжения” одних слоев ионов–атомов в кристаллах по отношению к другим без разрыва связей между ними”. – Нагревают над пламенем спиртовки железный гвоздь и алюминиевую фольгу. – Фольга изменяет форму, а гвоздь нет. – Температура пламени спиртовки не позволяет расплавить железо. – Ртуть в термометрах и других измерительных приборах, а вольфрам для нити накала электрических лампочках. – Работают с таблицей № 1, делают вывод: с увеличением межатомного расстояния прочность металлической связи уменьшается и уменьшается температура плавления. – Записывают в тетради: “Температура плавления зависит от прочности металлической связи”. – Электрическая проводимость, теплопроводность. –Спички начали отпадать. – От алюминия. – Чем объяснить это свойство металлов? – Вновь металлической связью. –Теплопроводность – результат высокой подвижности свободных электронов. – Серебро, золото, алюминий. Наблюдают. – Стрелка амперметра показывает уменьшение силы тока. –Увеличивается. – Пишут в тетради электрическую проводимость – результат движения свободных электронов под действием электрического поля. IY. Закрепление Х.: Вернемся к теме сегодняшнего урока. Какую проблему мы поставили в начале его? –Удалось ли нам ее решить? – К какому выводу мы пришли? – О каких физических свойствах идет речь в следующих литературных выражениях: “серебристый иней”, “золотая заря”, “свинцовые тучи”? – Можно много говорить о металлах, об их нахождении в природе, об их применении, значении для живых организмов. Материал большой, интересный и будет нами изучен на последующих уроках. А сейчас, нам бы хотелось акцентировать ваше внимание на возможности изучения темы “Металлы” самостоятельно, как сделали это ваши одноклассники. – Плотность зависит от прочности металлов, связи. – Изучить физические свойства, раскрыть их причины. – Удалось. – Характерные физические свойства металлов (металлический блеск, ковкость, электрическая проводимость и теплопроводность), объясняются общностью в строении их кристаллических решеток, а температура плавления плотности и твердости объясняется прочностью металлической связи. Y. Домашнее задание Ф.: Выступившая перед нами маска, говорила, что она чудесна и музыкальна, а вы отгадали, что это медь, которую используют в изготовлении колоколов. Звон – это тоже специфическое свойство. В народе говорят, что колокольный звон делает человека добрее и справедливее. А наукой доказано, что колокольный звон убивает болезнетворные микробы. Причину этого физического свойства – звона вы должны будете объяснить с помощью дополнительной литературы, поработать в библиотеке. Это будет вашим домашним заданием. (Звучит звоню) Демонстрируют исследовательский проект с показом компьютерной презентации. YI. Рефлексия. Х.: Чтобы осмыслить все увиденное, услышанное и выполненное на нашем уроке мы предлагаем вам рефлексивный тест, направленный на оценку своих собственных действий. Раздает тесты. Рефлексивный тест. Я узнал (а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем, подумать. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Благодарит детей за активную работу и прощается с ними. Оценивают свои знания по тесту. |
|
|
|